СудьяГанченкова В.А.Дело № 33-869/57
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующегоАлександрова С.В.
судейЛитюшкина В.И. и Скипальской Л.И.
с участием секретаряПанковойМ.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе начальника Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., мнение представителя МАУК «Городские парки» Видякиной Ю.С. и помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия.
В обоснование требований указал, что на территории Ленинского района городского округа Саранск расположены 12 объектов культурного наследия, включенные в реестр муниципальной собственности города, на которые государственная регистрация права муниципальной собственности не произведена, технические паспорта и охранные обязательства не оформлены. Считает, что бездействие администрации муниципального образования может привести к тому, что объекты культурного наследия народов России не сохраняться, чем будут нарушены интересы настоящего и будущего поколений.
По данным основаниям прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на 12 поименованных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района городского округа Саранск, в Управлении Росреестра по Республике Мордовия; возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность принять меры к регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты культурного наследия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действиями органа местного самоуправления права жителей города не нарушаются и на отсутствие закона, предусматривающего такой способ защиты права. Считает, что спорные объекты культурного наследия не являются объектами недвижимости и бесхозяйными объектами.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия проверкой исполнения законодательства о муниципальной собственности и законодательства об объектах культурного наследия установлено, что Администрацией городского округа Саранск не принимаются меры к регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципального культурного наследия.
Так, согласно выписке из Реестра, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2000 г. № 89, в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск включено 24 объекта культурного наследия (памятники, скульптуры и т.п.), из которых 14 объектов расположены на территории Ленинского района городского округа Саранск (11 объектов культурного наследия республиканского значения и 3 объекта федерального значения) (л.д. 78).
При этом согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск № 142 исх-04 от 28 января 2011 г. государственная регистрация права собственности не произведена, технические паспорта и охранные обязательства собственника не оформлены на следующие объекты: памятник В.И. Ленину (Советская площадь, г. Саранск); памятник героям стратонавтам И.Д. Усыкину, П.Ф. Федосеенко, А.В. Васенко (Привокзальная площадь, г. Саранск); памятник воинам-землякам, погибшим в годы войны 1941-1945 гг. (ул. Советская, г. Саранск); памятник поэту А.И. Полежаеву (перекресток ул. Пролетарская и ул. Полежаева г. Саранск); стела Ф.Ф. Ушакову. Памятники Н.П. Огареву, А.И. Полежаеву, С.Д. Эрьзи, М.Е. Евсееву, З.Ф. Дорофееву, П.С. Кириллову, Л.И. Воинову, Л.П. Кирюкову, Ф.В. Сычкову, И.М. Яушеву, Пуркаеву (сквер Славы у Советской площади, г. Саранск); композиция – скульптура в бронзе «Семья» (ул. Большевистская около «Кафедрального собора», г. Саранск); скульптурная композиция «Дворник» (ул. Советская, г. Саранск); памятник на могиле поэта Кириллова (Мемориальное кладбище, г. Саранск); скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле (Мемориальное кладбище, г. Саранск); памятник В.И. Ленину (ул. Красноармейская, 12, г. Саранск, парк); мемориал А.С. Пушкину (ул. Красноармейская, 12, г. Саранск, парк); памятник А.С. Пушкину (ул. Московская, г. Саранск, фонтанный спуск) (л.д. 9 обор., 7-8).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ установлено, что предметом его регулирования являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия как особым видом имущества.
В силу статьи 3 данного закона к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе произведения монументального искусства; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в силу статьи 9.3 указанного закона относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.
Статьей 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. В отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования.
Учитывая, что в силу статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию городского округа Саранск обязанность осуществить мероприятия по регистрации права муниципальной собственности на поименованные объекты культурного наследия.
Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что поименованные объекты культурного наследия не являются объектами недвижимости и не подлежат государственной регистрации, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьями 2, 4 и 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переход или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Утверждения в жалобе о том, что часть объектов культурного наследия находится под государственной охраной, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами не подтверждаются. Кроме того, согласно представленной суду выписке из Реестра муниципальной собственности все спорные поименованные объекты культурного наследия находятся на балансе городского округа Саранск (л.д. 6-8).
Ссылка представителя ответчика на то, что действиями органа местного самоуправления какие-либо права жителей города не нарушаются, поскольку все объекты культурного наследия находятся в удовлетворительном состоянии, не состоятельна. Особое значение объектов культурного наследия требует особого отношения к обеспечению их сохранности, в том числе поддержанию в надлежащем состоянии и защите их от возможного разрушения, уничтожения.
Также Судебная коллегия не может согласиться с утверждением представителя ответчика о том, что прокурором не указано в чем конкретно заключаются интересы населения городского округа Саранск, какое право жителей города нарушено, не содержится ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов, поскольку в исковом заявлении прокурор, сославшись на Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указал, что бездействие Администрации городского округа Саранск может привести к тому, что объекты культурного наследия народов России не сохранятся, чем будут нарушены интересы настоящего и будущего поколений.
Другие доводы кассационной жалобы являются аналогичными позиции ответчика в суде, которая являлась предметом исследования и оценки, что отражено в решении суда, выводы которого по существу дела являются правильными.
Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
ПредседательствующийС.В. Александров
СудьиВ.И. Литюшкин
Л.И. Скипальская