СудьяМирошкина Е.П.Дело № 33-838/52
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующегоАлександров С.В.
судейЛитюшкина В.И. и Скипальской Л.И.
с участием секретаряПанковойМ.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Каханова О.Н. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения Каханова О.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителя Рузаевского линейного отдела внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Гордеева А.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия
установила:
Каханов О.Н. обратился в суд с иском к Рузаевскому линейному отделу внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу о включении в стаж государственной службы периодов учебы и военной службы по призыву в льготном исчислении.
В обоснование требований указал, что в период с 1 сентября 1983 г. по 17 марта 1988 г. он проходил обучение в <данные изъяты> техникуме, при этом в период с 3 ноября 1984 г. по 14 ноября 1986 г. он проходил военную службу по призыву. С 30 ноября 1992 г. истец поступил на службу в органы внутренних дел. Ответчиком рассчитано, что его выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 11 месяцев 6 дней. Истец считает, что ответчик неправильно произвел расчет выслуги лет, поскольку не включил в стаж государственной службы его период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы и период обучения в техникуме из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Добровольно произвести перерасчет стажа государственной службы ответчик отказался.
По данным основаниям истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в его стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 3 ноября 1984г. по 14 ноября 1986г. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы и период обучения в техникуме с 1 сентября 1983 г. по 17 марта 1988 г., за вычетом периода военной службы по призыву, из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. на ответчика возложена обязанность включить в расчет выслуги лет Каханова О.Н. в льготном исчислении период его обучения в <данные изъяты> техникуме с 22 августа 1983г. по 27 октября 1984г. и со 2 декабря 1986г. по 17 марта 1988 г., что составляет 1 год 3 месяца 5 дней.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Каханов О.Н. просит решение суда изменить и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что с 22 августа 1983 г. Каханов (Миронкин) О.Н. был зачислен на дневное отделение в <данные изъяты> техникум для обучения специальности <данные изъяты>. С 27 октября 1984 г. по 2 декабря 1986 г. ему был предоставлен академический отпуск в связи с призывом в ряды Советской Армии. 17 марта 1988 г. он закончил обучение и ему был выдан соответствующий диплом (л.д. 56-60).
С 3 ноября 1984 г. по 14 ноября 1986 г. Каханов О.Н. проходил военную службу по призыву (л.д. 4-5).
В период с 30 ноября 1992 г. по 29 октября 2008 г. Каханов О.Н. проходил службу в органах внутренних дел - линейном отделе внутренних дел на станции Рузаевка. Выслуга лет Каханова О.Н. на день увольнения составила 17 лет 1 месяцев 6 дней в календарном исчислении (л.д. 6, 7-13, 27).
30 ноября 2010 г. Каханов О.Н. обратился к ответчику с заявлением о зачете в его стаж государственной службы в органах внутренних дел периодов военной службы по призыву и обучения в техникуме в льготном исчислении.
Письмом вр.и.о. заместителя начальника Рузаевского ЛОВДТ от 29 декабря 2010 г. № 12728 (к-6) Каханову О.Н. отказано во включении в стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении периодов военной службы по призыву и обучения в техникуме, поскольку такой порядок расчета выслуги лет не предусмотрен действующим законодательством (л.д. 14).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении, приведя в решении исчерпывающее обоснование своим выводам.
Так, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно части 1 статьи 18 указанного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, действие данного закона не распространяется.
В соответствии с частью 3 статьи 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. № 941 утвердило Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений - действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, указанным Постановлением установлены специальные случаи, когда лицам, проходившим военную службу, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
Доказательств того, что истец проходил военную службу по призыву в особых условиях, когда прохождение военной службы, в том числе и по призыву, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, суду не представлено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе во включении Каханову О.Н. в стаж его государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих» при исчислении его стажа государственной службы, основаны на неправильном толковании норм материального права. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством, которое имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.
Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каханова О.Н. – без удовлетворения.
ПредседательствующийС.В. Александров
СудьиВ.И. Литюшкин
Л.И. Скипальская