О предоставлении сведений по запросу прокуратуры



СудьяЕрина Н.П.Дело № 33-864/65

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующегоАлександрова С.В.

судейЛитюшкина В.И. и Скипальской Л.И.

с участием секретаряПанковойМ.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия Спирина В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия (в дальнейшем Управление Росреестра по Республике Мордовия) в предоставлении сведений по запросу прокуратуры.

В обоснование требований указал, что в прокуратуру республики поступило задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки соблюдения государственными гражданскими служащими территориальных управлений Росреестра установленных законом запретов, ограничений и обязанностей, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы, а также иные задания направленные на реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции. Однако руководителем Управления Росреестра по Республике Мордовия отказано в предоставлении персональных сведений о государственных гражданских служащих по тем основаниям, что действующим законодательством предусмотрена передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне только с его письменного согласия. С данным отказом прокурор не согласен, считает, что для предоставления прокурору персональных данных, необходимых для осуществления им надзорных полномочий, согласия субъекта персональных данных не требуется.

По данным основаниям прокурор просил суд признать отказ руководителя Управления Росреестра по Республике Мордовия в предоставлении сведений по запросам прокуратуры незаконным; возложить на Управление Росреестра по Республике Мордовия обязанность исполнить запросы прокуратуры Республики Мордовия от 27 января 2011 г. № 86-3-1-2011/48 и от 7 февраля 2011 г.№ 86-3-1-2011/142 в части предоставления персональных данных государственных гражданских служащих.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Республике Мордовия Мозеров Е.В. с решением суда не согласен, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что на основании подпункта 9 пункта 2 решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 18 Генеральной прокуратурой Российской Федерации в прокуратуру Республики Мордовия направлены задания по проведению проверок в целях противодействия коррупции (л.д. 13-43, 44-46, 47-51, 52-53).

В соответствии с указанными заданиями заместителем прокурора Республики Мордовия 27 января 2011 г. направлен запрос № 86-3-1-2011/48 руководителю Управления Росреестра по Республике Мордовия о предоставлении сведений о государственных гражданских служащих, уволившихся в 2009-2010 годах с государственной службы: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, дата его выдачи и наименование выдавшего его органа, ИНН (л.д. 5-6).

7 февраля 2011 г. заместителем прокурора Республики Мордовия также в связи с проводимой по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции руководителю Управления Росреестра по Республике Мордовия был направлен запрос №86-3-1-2011/142 о предоставлении копий должностных инструкций государственных гражданских служащих управления и реестра государственных гражданских служащих с указанием фамилии, имени, отечества, даты рождения, образования (категория, специальность, серия, дата и номер выдачи документа об образовании, наименование учебного заведения), занимаемой должности, даты поступления на государственную службу в управление, ИНН, серии, номера, даты выдачи паспорта и наименования выдавшего его органа (л.д. 7).

Руководителем Управления Росреестра по Республике Мордовия Макаровым Ю.А. письмом от 1 февраля 2011 г. № 15-12/1825 отказано в предоставлении указанной информации со ссылкой на подпункт 6 пункта 1, пункт 4 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2055 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации» (л.д. 8-9).

Разрешая спор, суд первой инстанции по существу правильно применил нормы материального права, приведя в решении исчерпывающее правовое обоснование своим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии со статьями 5, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций по проверке исполнения законов вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

При этом в силу пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, согласно подпункту "б" пункта 4 которого Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Согласно подпункту "б" пункта 5 указанного Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно части 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, суд первой инстанции, исходя из правового смысла вышеуказанных норм закона, пришел к правильному выводу о том, что для предоставления прокурору персональных данных, необходимых для осуществления им надзорных полномочий, согласия субъекта персональных данных не требуется.

Ссылка представителей Управления Росреестра по Республике Мордовия на положения статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункт 5 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2055 г. № 609, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данные норм права направлены на защиту персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты. При этом данными нормами определено, что в исключительных случаях, установленных федеральным законом, персональные данные гражданского служащего могут быть переданы без письменного согласия гражданского служащего.

Кроме того, частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что согласия субъект персональных данных на предоставление персональных данных не требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В. – без удовлетворения.

ПредседательствующийС.В. Александров

СудьиВ.И. Литюшкин

Л.И. Скипальская