СудьяКрысина З.В.Дело № 33-925/62
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующегоЛитюшкина В.И.
судейАдушкиной И.В. и Елховиковой М.С.
с участием секретаряПанковойМ.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Данильчевой И.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения Данильчевой И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение представителя прокуратуры Республики Мордовия Каштановой Е.В. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Данильчева И.В. обратилась в суд с заявлением о признании решения прокурора Республики Мордовия об отказе в удовлетворении заявления от 24 января 2011 г. о принесении протеста в порядке надзора на постановления и.о.заместителя начальника ОИК УФМС России по Республике Мордовия Пискунова А.В. от 17 августа 2009 г. незаконным и необоснованным
В обоснование заявления указала, что 14 августа 2009 г. и 17 августа 2009 г. в ее квартире по адресу: <адрес> сотрудниками УФМС России по Республике Мордовия Р.А.Ю., Л.Д.Е. и М.Д.Е. по результатам проверки миграционного законодательства в части соблюдения 8 гражданами Азербайджана, зарегистрированными в ней, режима пребывании, она привлечена к административной ответственности. 17 августа 2009 г. в отношении нее составлены 8 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьей 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В тот же день и.о. заместителя начальника ОИК УФМС России по Республике Мордовия Пискуновым А.В. на основании данных протоколов вынесено 8 постановлений о привлечении ее к административной ответственности по указанной статье.
24 января 2011 г. она обратилась к прокурору Республики Мордовия с заявлением о принесении им протестов на указанные постановления в порядке надзора. Первым заместителем прокурора Республики Мордовия Базиным A.M. по результатам проверки на имя начальника УФМС России по Республике Мордовия направлено представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях и миграционного законодательства от 11 октября 2010 г. за № 7-3-10/154, в котором указаны выявленные нарушения и требование по устранению конкретных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, выявленные прокуратурой Республики Мордовия нарушения закона являются существенными. Согласно ответа на данное представление от 12 ноября 2011 г. за № МС-13/1-13073 УФМС России по Республике Мордовия выявленные прокуратурой нарушении подтверждены полностью.
28 февраля 2011 г. прокурором Республики Мордовия ей направлен ответ на ее заявление от 24 января 2011 г, которым отказано в принесении протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу постановления и.о. заместителя начальника ОИК УФМС России по Республике Мордовия Пискунова А.В. от 17 августа 2009 г. <№>. С данным ответом она не согласна, так как в судебном порядке указанные постановления ею не обжаловались. Ею в суд подавались лишь заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока, в чем было отказано. Ни одно решение суда не содержит сведений о том, что отказано в удовлетворении жалобы на постановления. Судебными решениями установлен лишь факт, что нет законных оснований для восстановления срока обжалования постановлений в судебном порядке.
В заявлении от 14 марта 2011 г. Данильчева И.В. просит взыскать с прокуратуры Республики Мордовия расходы по оплате услуг представителя в сумме 6000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 марта 2011 года в удовлетворении заявления Данильчевой И.В. отказано.
В кассационной жалобе Данильчева И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с частью 3 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностным лицом, могут быть обжалованы в порядке надзора прокурором и их заместителями не только в суд, но и вышестоящему должностному лицу государственного органа, однако суд указанную норму закона не принял во внимание.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Республики Мордовия Сергиенко А.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17 августа 2009 г. и.о. начальника ОИК УФМС России по Республике Мордовия Пискуновым А.В. вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности Данильчевой И.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратурой Республики Мордовия проводилась проверка по заявлениям Данильчевой И.В. по опротестованию постановлений УФМС России по Республике Мордовия по привлечению ее 17 августа 2009 г. к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам проверок ее заявлений 11 октября 2010 г. первым заместителем прокурора республики начальнику УФМС России по Республике Мордовия по выявленным нарушениям вносилось представление с требованием исключить нарушения порядка проведения проверок и привлечения к административной ответственности.
Решениями судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2009 г., 17 ноября 2009 г., 1 марта 2010 г., 17 марта 2010 г. и Верховного Суда Республики Мордовия от 24 декабря 2009 г. установлено, что оснований для восстановления срока на обжалование постановлений о привлечении Данильчевой И.В. к ответственности не имеется.
24 января 2011 г. Данильчева И.В. обратилась в прокуратуру Республики Мордовия с заявлением о принесении протеста на постановления и.о. заместителя начальника ОИК УФМС России по Республике Мордовия Пискунова А.В. от 17 августа 2009 г. <№> в порядке надзора в целях их отмены как незаконных и необоснованных.
28 февраля 2011 г. письмом прокуратуры Республики Мордовия № 7-404-09/774 Данильчевой И.В. сообщено, что оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования, кроме уже принятых и сообщенных о них ранее, не имеется, а принятые решения по ее предыдущим обращениям являются законными и отмене не подлежат.
Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность опротестования прокурором вступившего в законную силу постановления должностного лица только одновременно с заявлением о восстановлении срока на обжалование постановления в районный суд.
В силу статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, на основании части 3 указанной статьи постановление, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.
Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении является правом прокурора и возможно лишь при наличии к тому оснований, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования и принесения протеста на указанные заявительницей постановления не имелось.
При этом прокурор справедливо учел и то обстоятельство, что вступившими в законную силу судебными постановлениями, самой Данильчевой И.В. отказано в восстановлении срока на обжалование постановлений о привлечении её к административной ответственности в связи с пропуском срока на обжалование.
Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил требования Данильчевой И.В., а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, являлись предметом исследования и оценки, что отражено в решении суда, вывод которого по существу дела является правильным.
Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Данильчевой И.В. – без удовлетворения.
ПредседательствующийВ.И. Литюшкин
СудьиИ.В. Адушкина
М.С. Елховикова