О предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья



СудьяГанченкова В.А.Дело № 33-928/54

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующегоЛитюшкина В.И.

судейАдушкиной И.В. и Елховиковой М.С.

с участием секретаряПанковойМ.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Новихина В.Д. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителей Новихина В.Д. Новихиной Т.Г. и Галкина Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Новихин В.Д. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении предоставить ему социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В обоснование требований указал, что он является ветераном, участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьями 14 и 17 Федерального закона «О ветеранах». Он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, но ответчик отказал ему в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по тем основаниям, что действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 на него не распространяется. Истец считает данный отказ ответчика незаконным.

По данным основаниям истец просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 18 ноября 2010 г. № 10/13396 и возложить на ответчика обязанность выдать ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с учетом инвалидности первой группы.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2011 г. исковые требования Новихина В.Д. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Новихин В.Д. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что он имеет право на получение меры социальной поддержки – обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В дополнениях к кассационной жалобе Новихин В.Д. ссылается на часть 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах», которая предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без предварительного экспертного медицинского освидетельствования, указывает, что данная норма приравнивает его как участника войны к инвалидам войны, меры социальной поддержки которых предусмотрены статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Новихин В.Д. проходил военную службу по призыву на должностях офицерского состава в период с 14 февраля 1945 г. в составе <данные изъяты>, с декабря 1945 г. по 22 декабря 1946 г. в составе <данные изъяты>, в графе «участие на фронтах» записано: не участвовал. Он является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 12, 27).

Новихин В.Д. на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 1 ноября 2010 г. № 2945 принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку (л.д. 47).

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10/13396 от 18 ноября 2010 г. Новихину В.Д. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретения жилья по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 в случае выселения из служебных помещений.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселениях их из служебных помещений.

Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.

Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.

Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 указанного закона применительно к каждой категории ветеранов.

Так, подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Новихин В.Д. проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в воинской части, не входившей в состав действующей армии, - военно-учебном заведении.

Меры социальной поддержки данной категории ветеранов поименованы в статье 17 Федерального закона «О ветеранах», в том числе пунктом 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Новихин В.Д. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения его из занимаемого им служебного жилого помещения. Между тем, из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что ни Новихин В.Д., ни члены его семьи из служебного жилого помещения не выселялись.

Следовательно, согласно системному толкованию норм Федерального закона «О ветеранах», Новихин В.Д. не имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в связи с признанием его, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Ссылка истца на положения пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. №155, не состоятельна, поскольку данной нормой также предусмотрено право на получение социальной выплаты данной категории ветеранов в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Доводы Новихина В.Д. о том, что он является также получателем льгот, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», не обоснованны, так как данной статьей предусмотрены меры социальной поддержки инвалидам войны, тогда как из материалов дела видно, что Новихин В.Д. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность впервые установлена в 2004 г. (л.д. 16).

Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новихина В.Д. – без удовлетворения.

ПредседательствующийВ.И. Литюшкин

СудьиИ.В. Адушкина

М.С. Елховикова