СудьяКечкина Н.В.Дело № 33-923/26
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующегоЛитюшкина В.И.
судейАдушкиной И.В.иЕлховиковой М.С.
с участием секретаряПанковойМ.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе представителя МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» Устимкиной С.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителя МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» Устимкиной С.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия Быстровой Н.Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Мордовское республиканское общественное объединение «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия, выразившегося в не внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале реорганизации.
В обоснование требований указано, что 15 мая 2010 г. на общем собрании участников МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» принято решение о реорганизации общественного объединения в общество с ограниченной ответственностью путем преобразования. В этой связи общественным объединением в УФНС России по Республике Мордовия было направлено заявление-уведомление. Однако налоговым органом заявителю было отказано во внесении изменений в базу данных ЕГРЮЛ. На общем собрании участников общественного объединения 29 ноября 2010 г. было повторно принято решение о реорганизации объединения в ООО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» путем преобразования. О начале процедуры реорганизации 1 декабря 2010 г. общественное объединение повторно направило заявление-уведомление в УФНС России по Республике Мордовия, но данное обращение налоговый орган оставил без ответа.
В этой связи заявитель просил признать бездействие налогового органа незаконным и возложить на УФНС России по Республике Мордовия обязанность внести в базу данных ЕГРЮЛ сведения о начале реорганизации МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2011 г. заявление МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» Устимкина С.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что действующее законодательство не содержит запретов на реорганизацию общественной организации в коммерческую. Полагает, что общественным объединением в установленном законом порядке были представлены все необходимые документы о начале реорганизации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 2 декабря 2010 г. УФНС России по Республике Мордовия по почте получено заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь».
Из расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, следует, что заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации в форме преобразования представлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, в одном экземпляре на пяти листах, о чем имеется подпись государственного налогового инспектора Шведкова С.В. (л.д. 37).
В указанном заявлении-уведомлении в графе «Сведения о заявителе» указан председатель правления МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» Нигметов В.Н., адрес места жительства: <адрес> (л.д. 38).
Решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 7 декабря 2010 г. направлено заявителю Нигметову В.Н. 7 декабря 2010 г. за № 04-05/12129, по адресу: <адрес>, почтовым отправлением с уведомлением о вручении (л.д. 35). В последующем, почтовое отправление было возвращено в УФНС России по Республике Мордовия почтовым отделением связи по причине истечения срока, что подтверждается копией уведомления (л.д. 41).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» не представил в налоговый орган документы необходимые для внесения сведений о реорганизации в ЕГРЮЛ.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе и при реорганизации, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со статьей 1 данного Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Таким образом, действия налогового органа связанные с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, в том числе и о начале процедуры реорганизации являются регистрационными.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 указанного Закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
То есть, к обязательным документам, представляемым в регистрирующей орган о начале процедуры реорганизации, относится решение о реорганизации.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Учитывая, что МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» к заявлению-уведомлению о реорганизации не приложило решение о реорганизации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий УФНС России по Республике Мордовия по отказу во внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале реорганизации МРОО «Клуб охотников и рыболовов «Медведь».
Поскольку заявителем не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о направлении одновременно с заявлением-уведомлением решения о реорганизации общественного объединения, доводы кассационной жалобы представителя заявителя о представлении в налоговый орган всех необходимых документов о начале реорганизации, отклоняются.
Доводы кассационной жалобы о недостаточной мотивированности вывода суда первой инстанции о невозможности реорганизации общественной организации в коммерческую организацию не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со статьей 17 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 17 июля 2009 г.) "О некоммерческих организациях" некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд.
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство.
Таким образом, по смыслу данной статьи только некоммерческие организации определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица.
В Федеральном Законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" вопросам реорганизации общественных объединений посвящена одна статья 25. Согласно которой решение о реорганизации общественного объединения принимается на его съезде (конференции) или на общем собрании, а также указывается, что государственная регистрация общественного объединения, созданного путем реорганизации, осуществляется по правилам Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Отсюда допускается преобразование общественного объединения в любую из организационно-правовых форм общественного объединения.
Вопрос преобразования общественного объединения в иную организационно-правовую форму юридических лиц, отличную от общественных объединений недопустим, поскольку в статье 25 Федерального закона "Об общественных объединениях" содержатся нормы о государственной регистрации именно общественного объединения, созданного в результате реорганизации, некоммерческие организации.
Другие доводы кассационной жалобы повторяют фактические основания заявленных требований, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мордовского республиканского общественного объединения «Клуб охотников и рыболовов «Медведь» Устимкиной С.Ю. - без удовлетворения.
ПредседательствующийВ.И. Литюшкин
СудьиИ.В. Адушкина
М.С. Елховикова