Судья Татаркина Г.Г.Дело № 33-826/27
Докладчик Адушкина И.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующегоЕкония Г.К.
судейАдушкиной И.В.
Демидчик Н.В.
при секретареМещеряковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. на решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 31 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия
установила:
Арапова Г.В. предъявила иск к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование требований указала, что решением начальника пенсионного органа в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимого стажа. В специальный стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 августа 1985 г. по 31 августа 1986 г.
Считала отказ неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника от 1 декабря 2010 г. №55, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью указанный период, назначить досрочную трудовую пенсию с 1 декабря 2010 г. и взыскать госпошлину в размере 200 рублей (л.д.1-4)
Решением Дубенского районного суда Республики Мордовия от 31 марта 2011 г. исковые требования Араповой Г.В. удовлетворены в полном объеме (л.д.62-66)
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкина В.К. считает решение суда неправильным, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для досрочного назначения истице трудовой пенсии по старости, поскольку у истицы до предоставления отпуска по уходу за ребенком отсутствует факт работы в должности учителя.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.
Как следует из материалов дела и установлено судом 1 декабря 2010 года Арапова Г.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. (л.д.38).
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия №55 от 1 декабря 2010 г. Араповой Г.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 24 года 2 месяца 12 дней. В специальный стаж для назначения пенсии не засчитан период ухода за ребенком с 15 августа 1985 г. по 31 августа 1986 г. поскольку Арапова Г.В. фактически не приступала к работе в должности учителя немецкого языка в Ломатской средней школе Дубенского района Республики Мордовия. (л.д.7).
Отказывая истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за, отсутствия требуемого стажа работы, ответчик исходил из того, что периоду нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 августа 1985 г. по 31 августа 1986 г., не предшествовала работа по специальности.
Из трудовой книжки на имя истицы усматривается, что приказом №9 по Дубенскому РОНО от 15 августа 1985 г. Арапова Г.В. 15 августа 1985 г. §24 принята учителем немецкого языка в Ломатскую среднюю школу (л.д.11).
На основании приказа №9 от 1 августа 1985 г. §24 по Дубенскому РОНО Дубенского района МАССР Арапова Г.В. назначена учителем немецкого языка в Лопатскую школу с 15 августа 1985 г.
Согласно приказу №10 от 15 августа 1985 г. §24 Араповой Г.В. предоставлен отпуск за ребенком с 16 августа 1985 г. (л.д.13).
Разрешая заявленные истицей требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения, и обоснованно признал решение пенсионного органа об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрена должность учителя в школах всех наименований.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 - периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом данных положений закона, суд обоснованно включил в специальный стаж истицы период нахождение ее в отпуске по уходу за ребенком с 15 августа 1985 г. по 31 августа 1986 г.
При этом суд правильно исходил из того, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Статья 167 КЗоТ РФ (в редакции 1971 года) предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В связи с этим довод кассационной жалобы ответчика о необоснованном включении судом данного периода в стаж для назначения пенсии, поскольку факт работы истицы в должности учителя за указанный период не усматривается, отклоняется.
Суд правильно учел, что днем начала работы Араповой Г.В. в должности учителя немецкого языка является 15 августа 1985 г., после которого истице начислялась заработная плата и был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 31 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. – без удовлетворения.
Судья-председательствующийГ.К.Екония
СудьиИ.В.Адушкина
Н.В.Демидчик