Решение районного суда об удовлетворении иска о зачете периода службы по призыву в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии оставлено без изменения



Судья Бурлаков И.И.Дело № 33-854/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующегоЕкония Г.К.

судейАдушкиной И.В.

Демидчик Н.В.

при секретареМещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Родькиной И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Щеголева М.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Щеголев М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указал, что 25 июня 2009 г. он обратился в ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с творческой работой. Решением начальника Пенсионного Фонда от 22 сентября 2009 г. № 41641/193-1070 в назначении данной пенсии ему было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж необоснованно не был включен период прохождения им действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании «рядовой» по специальности «музыкант военных оркестров (валторна) с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г..

В мае 2010 года он повторно обратился в ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия за назначением пенсии, однако письмом от 24 мая 2010г. Пенсионного Фонда ему было сообщено, что на 20 мая 2010 г. его специальный стаж составляет 23 года 1 месяц 27 дней и, по-прежнему, в специальный стаж не был включен период прохождения им действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа.

Просил суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 22 сентября 2009г. № 41641/193-1070; обязать Пенсионный Фонд включить в специальный стаж прохождение им действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании «рядовой» в должности «музыкант оркестра по специальности «валторна»» в спорный период и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 19 марта 2010 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2011 г. исковые требования Щеголева М.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 22 сентября 2009 г. № 41641/193-1070 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, зачете в специальный стаж периода службы в Российской армии по призыву в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию с 19 марта 2010 года удовлетворены.

Решение начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 22 сентября 2009 г. №41641/193-1070 об отказе Щеголеву М.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным и отменено.

На ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть Щеголеву М.В. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 23 мая 1984 года по 27 мая 1986 года и назначить Щеголеву М.В. с 19 марта 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением творческой деятельности.

С ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Щеголева М.В. взыскано 200 рублей в возмещение расходов, понесенных истцом на оплату государственной пошлины.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что документально не подтверждено прохождение службы в профессиональном художественном коллективе в должности артиста, играющего на духовом инструменте. Указал, что на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1991г. № 447 в специальный стаж засчитываются периоды творческой работы, предусмотренной Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, а не служба по призыву.

В возражениях на кассационную жалобу Щеголев М.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 22 сентября 2009 г. № 41641/193-1070 Щеголеву М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды: с 18 октября 1982г. по 20 августа 1983г. – работа в должности артиста оркестра в Государственном театре драмы и музыкальной комедии МАССР со ссылкой на то, что не усматривается работа в должности артиста, играющего на духовых инструментах; с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г. – прохождение действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании «рядовой» по специальности «музыкант военных оркестров (валторна)», поскольку документально не подтверждается, что служба проходила в профессиональном художественном коллективе в должности артиста, играющего на духовом инструменте. Кроме того, наименование должности «музыкант» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991г. № 447.

Согласно письму начальника ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С.от 24 мая 2010 г., на 20 мая 2010г., с учетом доработанных периодов, специальный стаж Щеголева М.В. составляет 23 года 1 мес. 27 дней. Одновременно сообщено, что служба в рядах Советской Армии с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г. не подлежит зачету в специальный стаж в связи с творческой работой, так как документально не подтверждается служба в профессиональном художественном коллективе в должности артиста, играющего на духовом инструменте. Наименование должности «музыкант» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников театра и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа1991г. № 447.

Суд правомерно признал решение Пенсионного Фонда в обжалуемой части незаконным.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50 -55 лет либо независимо от возраста.

Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона, условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах, применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Из Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР №447 от 28 августа 1991 г. следует, что при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) право на пенсию имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991г. №447 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.

В стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

Из трудовой книжки истца усматривается, что 18 октября 1982г. он зачислен в Государственный театр драмы и музкомедии МАССР на должность артиста оркестра, 20 августа 1983г. освобожден от работы в связи с поступлением в ВУЗ, 01 сентября 1983г. зачислен на 1 курс оркестрового факультета дневного отделения Казанской государственной консерватории, с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г. - служба в рядах Советской армии.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период прохождения истцом действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании «рядовой» по специальности «музыкант военных оркестров (валторна)» с 23 мая 1984г. по 07 мая 1986г. подлежит включению в его специальный стаж, как период работы в должности артиста, играющего на духовых инструментах, предусмотренной пунктом 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 447 от 28 августа 1991г..

Выводы суда объективно подтверждаются материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

Так, согласно диплому ГТ № 542897 от 25 июня 1983г. Щеголев М.В. в 1983году окончил Саранское Государственное музыкальное училище им. Л.П. Крюкова по специальности «валторна» с присвоением квалификации артиста оркестра, руководителя самодеятельности духового оркестра, преподавателя ДМШ.

Согласно военному билету НП № 7923628 служба Щеголева М.В. в рядах Советской Армии проходила с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г. в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании рядового в должности музыканта (валторна).

В графе 6 военного билета «Основная гражданская специальность» значится «валторнист».

Судом первой инстанции установлено, что Щеголев М.В. имеет специальность «духовые инструменты» (валторна)».

Из справки начальника военно - оркестровой службы Центрального военного округа от 10 ноября 2010г. № 75 следует, что Щеголев М.В. проходил действительную срочную службу (по призыву) в 16 военном оркестре Штаба ПриВО с 23 мая 1984 г. по 27 мая 1986 г. в звании «рядовой» на должности старшего музыканта оркестра (валторна). Штатные военные духовые оркестры, входящие в состав военно-оркестровой службы Министерства Обороны Российской Федерации согласно приложению №1 к приказу Министра Обороны Российской Федерации от 1996 года № 417, являются профессионально-художественными коллективами. Основной задачей военных духовых оркестров на основании пункта 2 положения о Военно-оркестровой службы Министерства Обороны Российской Федерации является: содействие духовому и культурному развитию военнослужащих и гражданского населения. В состав военных духовых оркестров, согласно инструкции приложения №1 к статье 34 Положения, утвержденного приказом Министра Обороны Российской Федерации от 1996 года № 417, входят музыканты и артисты, играющие на духовых музыкальных инструментах, имеющие специальное музыкальное образование, подтвержденное дипломами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, являющегося приложением к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 1996 г. N 417, руководство военно-оркестровой службой осуществляют: в Вооруженных Силах -начальник Военно-оркестровой службы Министерства обороны - главный военный дирижер; в военном округе, на флоте, в отдельной армии, на флотилии, в военно-морском районе - начальник военно-оркестровой службы военного округа; в гарнизоне - военный дирижер гарнизона; в соединении - старший военный дирижер соединения.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения должностные лица военно-оркестровой службы и оркестров решают задачи военно-оркестровой службы в соответствии с обязанностями, возложенными на них настоящим Положением. Возложение на должностных лиц Военно-оркестровой службы Министерства обороны основных обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не связанных с военно-оркестровой службой, не допускается.

Согласно приложению №1 к статье 34 Положения, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 1996 г. № 417, личный состав оркестра для замещения штатных должностей должен обладать профессионально-исполнительским опытом, иметь необходимую музыкально-теоретическую подготовку, знать основы теории исполнительства и методики обучения игре на инструментах военного оркестра, музыкальную литературу для своего инструмента, основной и текущий репертуар оркестра, постоянно работать над повышением профессионального мастерства, знать и выполнять правила эксплуатации музыкального инструмента, беречь нотную и учебную литературу. Гражданский персонал, кроме того, должен добросовестно выполнять трудовые обязанности, своевременно и точно исполнять распоряжения командования оркестра, соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, бережно относиться к имуществу оркестра, а также знать приказы, директивы и другие нормативные документы Министерства обороны и Министерства культуры Российской Федерации в части, касающейся исполнения должностных обязанностей.

Из программ (л.д.16, 17) усматривается, что свою творческую деятельность 16 оркестр штаба Приволжского военного округа осуществлял согласно данным программам, выезжал на гастроли с концертами. Работой оркестра руководил профессиональный дирижер.

Данные доказательства с достоверностью подтверждают тот факт, что период прохождения Щеголевым М.В. действительной военной службы в 16 оркестре штаба Приволжского военного округа в воинском звании «рядовой» по специальности «музыкант военных оркестров (валторна)» с 23 мая 1984г. по 27 мая 1986г подлежит зачету в стаж творческой работы, как работа в должности артиста, играющего на духовых инструментах, предусмотренного пунктом 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР №447 от 28 августа 1991 г. и, соответственно, в стаж творческой работы, необходимый для назначения досрочно трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом правильно, исследованы полно и всесторонне, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда, они аналогичны возражениям ответчика на иск и были предметом исследования в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

ПредседательствующийГ.К.Екония

СудьиИ.В.Адушкина

Н.В.Демидчик