СудьяРаскин Н.И.Дело № 33-957/59
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующегоЛитюшкина В.И.
судейАдушкиной И.В. и ФошинойС.С.
с участием секретаряПанковойМ.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 мая 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Главы Куракинского сельского поселения Ардатовского района Республики Мордовия Лобанова А.А. на решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителей Куракинского сельского поселения Ардатовского района Республики Мордовия Петухова Д.В. и Кулыгиной В.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лица о признании недействующим решения Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 «О бюджете Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год».
В обоснование требований указано, что решением Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 предусмотрено поступление в 2011 году в бюджет Куракинского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района на финансирование расходов по реализации предоставления бесплатного дошкольного образования и основных общеобразовательных программ. Данные положения нормативного правового акта, по мнению прокурора, не соответствуют действующему законодательству.
В этой связи прокурор просил суд признать недействующими положения решения Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 «О бюджете Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения № 4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г. требований прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворены.
Судом постановлено об опубликовании решения суда после вступления в законную силу в информационном бюллетене Куракинского сельского поселения Ардатовского района Республики Мордовия.
С Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского района Республики Мордовия в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия взыскана государственная пошлина в размере 3000 рублей.
В кассационной жалобе Глава Куракинского сельского поселения Ардатовского района Республики Мордовия Лобанов А.А. с решением суда не согласен, просит его отменить и вынести новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что доведение средств до муниципальных общеобразовательных учреждений входит в полномочия органов местного самоуправления.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Ардатовского района Республики Мордовия Калядин А.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 28 декабря 2010 г. Советом депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия принято решение № 46 «О бюджете Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», которым предусмотрено поступление в 2011 году в бюджет Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство (приложение № 4 к решению Совета депутатов) (л.д. 6-10).
В истекший период 2011 года субвенции бюджету сельского поселения из бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия направлялись на оплату труда педагогических работников и выплаты вознаграждений за классное руководство (л.д. 15-19).
27 января 2011 г. прокурором Ардатовского района Республики Мордовия в Совет депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия внесен протест, в котором указано, что направление в бюджет сельского поселения субвенций из бюджета муниципального района на финансирование расходов по реализации предоставления бесплатного дошкольного образования и основных общеобразовательных программ, противоречит действующему законодательству (л.д. 11-12).
Указанный протест на внеочередной сессии Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия 28 февраля 2011 г. был рассмотрен и отклонен (л.д. 13).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству о местном самоуправлении и бюджетному законодательству.
Между тем, в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Данная норма корреспондирует со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержаться и в подпункте 6.1 пункте 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с частью 6 указанной статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
При этом частью 4 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из смысла выше приведенных правовых норм в их системном толковании, следует, что органами местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений могут передаваться полномочия органам местного самоуправления поселений с передачей субвенций для осуществления данных полномочий.
При этом закон не устанавливает ограничений, касающихся передачи части полномочий органам местного самоуправления района органам местного самоуправления поселений.
Следовательно, действующим законодательством допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями для их осуществления на местном уровне. При этом реализация этих полномочий, ввиду их значимости, происходит в особом юридическом режиме, так как государство оставляет за собой контроль за их исполнением, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Учитывая, что между Ардатовским муниципальным районом Республики Мордовия и Куракинским сельским поселением в 2005 - 2006 годах заключены соглашения о передаче сельскому поселению о передаче сельскому поселению части полномочий Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по оплате труда работников образования и в сфере образования (срок которых ежегодно продлевался), касающиеся чисто технических функций по выплате заработной платы педагогам, осуществление выплат на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды общеобразовательных учреждений через бухгалтерию Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, то орган местного самоуправления местного поселения был вправе принять соответствующее решение о поступлении в 2011 году в бюджет сельского поселения субвенций из бюджета муниципального района на финансирование расходов по реализации предоставления основных общеобразовательных программ.
Таким образом, неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права привело к неправильному вынесению решения, в связи с чем данное решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
Ссылка прокурора в своем заявлении на то, что, закрепляя решением Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 поступление в 2011 году в бюджет Куракинского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района на финансирование расходов по реализации предоставления бесплатного дошкольного образования и основных общеобразовательных программ, муниципальным районом переданы сельскому поселению государственные полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, материалами дела не подтверждается. Наоборот, представленные документы свидетельствуют о том, что финансирование указанных расходов осуществляется исключительно за счет средств, поступаемых из бюджета субъекта Российской Федерации, что соответствует требованиям федерального законодательства.
Поскольку обстоятельства дела кассационной инстанцией установлены на основании имеющихся доказательств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия принимает новое решение по делу: «В удовлетворении заявления прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лица, о признании недействующим решения Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 «О бюджете Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», отказать».
Руководствуясь абзацем 4 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г. отменить, принять по делу новое решение: «В удовлетворении заявления прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лица, о признании недействующим решения Совета депутатов Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 г. № 46 «О бюджете Куракинского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», отказать».
ПредседательствующийВ.И. Литюшкин
СудьиИ.В. Адушкина
С.С. Фошина