Судья Бурлаков И.И.Дело № 33-930/57
Докладчик Скипальская Л.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующегоАлександрова С.В.
судейДемидчик Н.В.
Скипальской Л.И.
при секретареМещеряковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Козловой М.П. – Полушкиной А.М. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения представителей Козловой М.П. – Полушкиной А.М. (доверенность от 14.04.2010 г.) и адвоката Ютландовой Т.Ю. (ордер № 57 от 17.05.2011 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Полушкина А.М., действующая в интересах Козловой М.П., обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении Козловой М.П. свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и возложении на ответчика обязанности выделить Козловой М.П. свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В обоснование требований указала, что Козлова М.П. является вдовой умершего в <дата> ветерана Великой Отечественной войны К. Письмом заместителя Министра социальной защиты населения Республики Мордовия С. в выделении свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья Козловой М.П. было отказано на том основании, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 только в случае выселения из служебных помещений. Считает, что данный отказ противоречит закону и нарушает право Козловой М.П., как вдовы участника Великой Отечественной войны, на обеспечение жилым помещением, гарантированное статьей 21 ФЗ «О ветеранах». Согласно уведомлению председателя жилищной комиссии Администрации Большеберезниковского муниципального района от <дата> в соответствии с определением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 27 мая 2010г., Козлова М.П. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. К. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сообщением отдела военного комиссариата Чувашкой Республики по <адрес> и военным билетом на имя К. Закон не ставит предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от места службы участника Великой Отечественной войны (воинские части, входившие или не входившие в состав действующей армии). Кроме того, в связи с внесением в Закон «О ветеранах» изменений Федеральным законом от 6 мая 2010 г. № 79-ФЗ, для вдов участников войны такое условие для обеспечения жилым помещением, как постановка на учет до 1 марта 2005 г., исключено.
Просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от <дата> <№> в выделении Козловой М.П. свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и обязать ответчика выдать Козловой М.П. свидетельство на получение указанной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. исковые требования Козловой М.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Козловой М.П. – Полушкина А.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что вывод суда первой инстанции об отказе в иске является ошибочным и основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что <дата> между К. и Козловой М.П. был заключен брак (л.д. 16).
К. умер <дата> (л.д. 45, об.).
Из справки <№> от <дата> отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам следует, что К. действительно является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. согласно статье 17 ФЗ «О ветеранах», и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев или награжденных орденами и медалями СССР, в составе <№> полка <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> (л.д. 45).
Решением жилищной комиссии при администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от <дата> Козлова М.П. – вдова участника Великой Отечественной войны поставлена в очередь на улучшении жилищных условий под <№> (л.д. 10, 42).
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от <дата> <№> Козловой М.П. отказано в выделении свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента в случае выселения из служебных помещений (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»). Действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» на Козлову М.П. не распространяется (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно подпункту «з» пункта 1 указанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Статьей 17 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, куда входит лишь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Суду не представлено доказательств выселения К. из занимаемых им служебных жилых помещений.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных, поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.
По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов – участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе, направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005г. № 502-О).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №22-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», иным категориям участников Великой Отечественной войны – инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.
Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов – участников Великой Отечественной войны.
В связи с этим, довод истицы о том, что вдовы погибших (умерших) ветеранов-участников ВОВ имеют одинаковый объем мер социальной поддержки, суд обоснованно признал несостоятельным.
Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21, (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м»») и 72 (часть 1, пункты «б», «ж») Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.
Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.
Вышеприведенное положение Закона «О ветеранах» следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, находившихся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.
Козлова М.П. является вдовой умершего К. – участника ВОВ, проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, в связи с чем, все социальные меры поддержки, которые может получить Козлова М.П. производны от объема мер поддержки К.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что умерший К. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.).
При этом суд пришел к правильному выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.
Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах «а» – «ж» либо указанным в подпункте «з» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации «О ветеранах».
Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными положениями закона и обоснованно отказал Козловой М.П. в иске.
Выводы суда мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного решения.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Козловой М.П. – Полушкиной А.М. – без удовлетворения.
Судья-председательствующийС.В. Александров
СудьиН.В. Демидчик
Л.И. Скипальская