Решение районного суда об удовлетворении иска о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - оставлено без изменения.



Судья Ганченкова В.А.Дело № 33-932/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующегоЛитюшкина В.И.

судейАдушкиной И.В.

Елховиковой М.С.

при секретареПанковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Данейкина Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 11 февраля 2011 г. № 5203/147 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж необоснованно не были засчитаны периоды ее работы с 15 июня 1987г. по 31 марта 1989г., с 01 июля 1991г. по 01 октября 1992г. - в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры Луховской сельской врачебной амбулатории, с 02 октября 1992г. по 19 июля 1993г. - в должности участковой медсестры педиатрического участка Луховской сельской врачебной амбулатории, а также отпуск по беременности и родам - с 01 апреля 1989г. по 23 августа 1989г. и отпуск по уходу за ребенком - с 24 августа 1989г. по 30 июня 1991г.

Просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 11 февраля 2011 г. № 5203/147; обязать Пенсионный Фонд зачесть спорные периоды ей в специальный стаж из расчета один год за один год и три месяца и назначить ей трудовую пенсию с 1 февраля 2011 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2011г. исковые требования Данейкиной Л.Н. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию удовлетворены.

Решение начальника ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Данейкиной Л.Н. отменено.

На ГУ - - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж Данейкиной Л.Н. для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды работы с 15 июня 1987г. по 31 марта 1989г., с 01 июля 1991г. по 01 октября 1992г. – в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры, с 02 октября 1992г. по 19 июля 1993г. – в должности участковой медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории, с 01 апреля 1989г. по 23 августа 1989г. – больничный лист по временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 24 августа 1989 по 30 июня 1991г. – уход за ребенком до двух лет из расчета как один год такой работы за один год и три месяца и назначить Данейкиной Л.Н. с 01 февраля 2011 г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С ГУ - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Данейкиной Л.Н. взыскано 200 рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 11 февраля 2011 г. № 5203/147 Данейкиной Л.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. В специальный стаж не засчитаны периоды ее работы:

- в льготном исчислении как работу в сельской местности (один год за один год три месяца): с 15 июня 1987г. по 31 марта 1989г., с 01 июля 1991г. по 01 октября 1992г. в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры, с 02 октября 1992г. по 19 июля 1993г. в должности участковой медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории со ссылкой на то, что наименование учреждения – «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;

- в календарном исчислении: с 01 апреля 1989г. по 23 августа 1989г. – больничный лист по временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 24 августа 1989г. по 30 июня 1991г. – уход за ребенком до 2-х лет, как периоды получения пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в Луховской сельской врачебной амбулатории, так как в это время сохраняются трудовые отношения, но работа в учреждении здравоохранения, находящегося в сельской местности, не осуществляется, поскольку наименование учреждения – «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.

Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного органа незаконным.

Из копии трудовой книжки истицы следует, что она 15 июня 1987г. в порядке служебного перевода назначена на должность заведующей здравпунктом Саранского авторемзавода, 02 октября 1992г. переведена участковой медсестрой педиатрического участка, 19 июля 1993г. уволена по собственному желанию.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер) в больницах всех наименований, в том числе, и в амбулаториях.

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Аналогичная норма действовала и в 1982-1992 годах, в период выполнения истицей обязанностей заведующей здравпунктом – медицинской сестры и участковой медсестры в поселке Луховка, что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Таким образом, право на трудовую пенсию по старости работники учреждений здравоохранения имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях.

Согласно диплому ГТ <№> О. Л.Н. (истица Данейкина Л.Н. до регистрации брака) в 1979 году поступила в Ардатовское медицинское училище Мордовской АССР и в 1982 году окончила полный курс названного училища по специальности медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений. Решением государственной квалификационной комиссии от 26 июня 1982 г. О. Л.Н. присвоена квалификация медицинской сестры детских лечебно-профилактических учреждений.

Из справки Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г. Саранска № 121 от 23 мая 2005 г. следует, что Луховская врачебная амбулатория с 1982 по 1993 годы оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Ее функции после реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника № 12» не изменились.

Исследовав материалы в их совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что деятельность Луховской сельской врачебной амбулатории, где работала истица в с 15 июня 1987г. по 31 марта 1989г., с 01 июля 1991г. по 01 октября 1992г. в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры, с 02 октября 1992г. по 19 июля 1993г. в должности участковой медсестры педиатрического участка, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения, поэтому выполнение истицей должностных обязанностей заведующей здравпунктом – медицинской сестры и участковой медсестры педиатрического участка Луховской сельской врачебной амбулатории, переименованной в 1993 году в поликлинику № 12 г. Саранска, дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

В специальный стаж истицы также не были зачтены период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 01 апреля 1989г. по 23 августа 1989г. и уход за ребенком до двух лет с 24 августа 1989г. по 30 июня 1991г..

Данейкина Л.Н. находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В период нахождения Данейкиной Л.Н. в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 6 июля 1982 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 23/24-11 от 29 ноября 1989 г. «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», в соответствии с которыми время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Поскольку ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, периоды нахождения Данейкиной Л.Н. в отпуске по беременности и родам, а также период нахождения истицы в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, приведя исчерпывающие обоснования своих выводов.

Таким образом, решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем доводы кассационной жалобыявляются несостоятельными и не могут повлечь его отмену.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

ПредседательствующийВ.И.Литюшкин

СудьиИ.В. Адушкина

М.С.Елховикова