Решение районного суда об удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - оставлено без изменения



Судья Сабирова Л.Н.Дело № 33-902/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего:Литюшкина В.И.

судей:Адушкиной И.В.

Елховиковой М.С.

при секретаре:Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия

установила:

Чупанова З.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии не были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 декабря 1986 г. по 27 октября 1987 г. и с 10 июня 1991 г. по 13 ноября 1992 г. Считала данный отказ незаконным и просила признать незаконным и отменить решение начальника от 7 сентября 2010 г. №10, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с 20 февраля 2011 г. (л.д.1-3,113,124,127-132).

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. исковые требования Чупановой З.Г. удовлетворены в полном объеме (л.д.134-147).

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлов А.П. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением пенсионного органа №10 от 7 сентября 2010 года Чупановой З.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 28 лет 10 месяцев 7 дней. При этом в специальный стаж Чупановой З.Г. в календарном исчислении были засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 декабря 1986 г. по 27 октября 1987 г. и с 10 июня 1991 г. по 13 ноября 1992 г. (л.д.15,16-17).

Из трудовой книжки на имя Чупановой З.Г. следует, что в период с 15 мая 1986 г. по 27 октября 1987 г. работала в должности патронажной медсестры Ст.Девиченского ФАП Ельниковской районной больницы, с 28 октября 1987 г. по 4 марта 1988 г. в должности медицинской сестры терапевтического отделения Ельниковской ЦРБ, с 5 марта 1988 г. по 2 сентября 1993 г. в должности акушерки смотрового кабинета Ельниковской ЦРБ (л.д.5-7).

За время работы Чупанова З.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 25 декабря 1986 г. по 27 октября 1987 г. и с 10 июня 1991 г. по 13 ноября 1992 г. до полутора лет

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Работа Чупановой З.Г. в должности патронажной медсестры Ст.Девиченского ФАП Ельниковской районной больницы и акушерки смотрового кабинета Ельниковской ЦРБ, в период которой истице предоставлялся отпуск по уходу за ребенком, относится к периоду, когда порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 года, исчисление выслуги лет производилось по правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке за один год и три месяца.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в Постановлении от 24 мая 2001 г. и Определении от 5 ноября 2002 года, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Этим же Постановлением было установлено, что указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вместе с Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет") время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При включении в специальный стаж периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные отпуска имели место до 6 октября 1992 г. – времени вступления в законную силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" от 25 сентября 1992 г. №3543-1, с принятием которого указанные периоды перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что периоды отпусков по уходу за ребенком подлежат зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, поскольку эти периоды имели место, когда истица работала в должности патронажной медсестры в Стародевиченском ФАП и акушерки смотрового кабинета Ельниковской центральной районной больницы, по которым специальный стаж засчитывался в льготном исчислении. Поэтому исчисление стажа в вышеуказанные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, то есть в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, судебная коллегия находит несостоятельным.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении получили правильную и мотивированную оценку.

Решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. – без удовлетворения.

Судья-председательствующийВ.И.Литюшкин

СудьиИ.В.Адушкина

М.С.Елховикова