Об оспаривании действий. выразившихся в не опубликовании информации о предоставлении земельного участка



Судья          Проняшин А.А.                                                 Дело № 33-1079/25

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                            Литюшкина В.И.

судей                           Адушкиной И.В. и      Володиной Г.Ф.

с участием секретаря                                                           Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 июня 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе и дополнениям к ней Макарова С.Б. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Макаров С.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в не опубликовании информации о предоставлении земельного участка в аренду.

В обоснование требований указал, что 30 марта 2011 г. он обратился в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в границах прилагаемого кадастрового плана с кадастровым номером <№> для эксплуатации принадлежащей ему части жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Однако в десятидневный срок со дня поступления данного заявления орган местного самоуправления не обеспечил опубликование информации о возможном предоставлении указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Заявитель просил суд признать бездействие администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия незаконным и возложить на администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанность немедленно обеспечить опубликование информации в периодическом печатном издании, определенном Уставом Рузаевского муниципального района, о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, на основании поданного им заявления от 30 марта 2011 г., с указанием: сведений о местоположении земельного участка, его предполагаемых размерах, вида разрешенного использования, вида права, условий предоставления земельного участка, срок приема заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельного участка (в течение календарного месяца со дня опубликования), адреса места подачи заявлений.

В возражениях на заявление представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Лисенкова Е.Ю. просила суд применить к требованиям заявителя срок исковой давности, указав, что отказ на первое обращение с данным вопросом получен Макаровым С.Б. 15 марта 2010 г. (л.д. 15-16, 17-19).

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г. в удовлетворении заявления Макарова С.Б. отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Макаров С.Б. с решением суда не согласен, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка. Указывает, что спорный земельный участок не изъят из оборота.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 30 марта 2011 г. Макаров С.Б. обратился к Главе администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в границах прилагаемого кадастрового плана с кадастровым номером <№> в аренду сроком на 20 лет для эксплуатации принадлежащей ему части жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, приложив к заявлению копию паспорта и кадастровую выписку о земельном участке (л.д. 6-7).

Письмом первого заместителя Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия №1265 от 11 апреля 2011 г. Макарову С.Б. отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду по тем основаниям, что данный земельный участок относиться к местам общего пользования (улица), которые не должны передаваться в пользование конкретным гражданам. При этом указано, что в обязанности органа местного самоуправления входит рассмотрение поступивших заявлений от заинтересованных лиц, но не обязанность принимать по данным заявлениям положительные решения (л.д. 29).

Судом установлено, что ранее 26 января 2010 г., 9 февраля 2010 г., 3 апреля 2010 г. и 29 октября 2010 г. Макаров С.Б. также обращался в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду (л.д. 20, 22, 24, 26).

На данные обращения органом местного самоуправления Макарову С.Б. разъяснялось, что предоставление спорного земельного участка в аренду конкретному лицу невозможно (л.д. 21, 23, 25, 27).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 2, 10 пункта 3 Положения о регулировании земельных отношений на территории Рузаевского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района от 14 мая 2009г. №14/259, администрация Рузаевского муниципального района осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Рузаевского муниципального района, или государственная собственность на которые не разграничена, а также осуществляет защиту прав и законных интересов в отношении указанных земельных участков в судебных и иных органах (л.д.31).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные нормы федерального и местного законодательства регламентируют порядок предоставления земельных участков и не содержат указания на то, что предоставление гражданам свободных земельных участков, на основании одного лишь волеизъявления граждан, является обязанностью органа местного самоуправления.

Данный вывод суда согласуется с положениям статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых, применительно к характеру рассматриваемого спора, органы местного самоуправления по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право на предоставление свободных земельных участков.

Судом установлено, что истец на земельном участке, на который он претендует, принадлежащих ему объектов недвижимости не имеет, предоставление данного земельного участка в аренду в планы органа местного самоуправления не входило и не входит.

Более того, спорный земельный участок не однократно являлся предметом судебного спора.

Так, решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2011 г. удовлетворены исковые требования администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности на Макарова С.Б. освободить земельный участок с кадастровым номером <№> площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, путем демонтажа забора и вывоза строительных материалов (л.д. 41-53).

Вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 октября марта 2009 г. признаны незаконными пункт 2 постановления Главы администрации Рузаевского муниципального района от 25 июня 2007 г. № 838 о предоставлении М.Б.С. (отцу Макарова С.Б.) спорного земельного участка и договор аренды данного земельного участка, заключенный между администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и М.Б.С. (л.д. 54-59).

Из указанных судебных постановлений видно, что спорный земельный участок используется для движения транспортных средств и пешеходов и относиться к местам общего пользования.

То обстоятельство, что спорный земельный участок граничит с землевладением Макарова С.Б., само по себе не возлагает обязанность на орган местного самоуправления предоставлять ему в аренду данный земельный участок и с этой целью обеспечить опубликование информации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду исключительно лишь на основании волеизъявления заявителя.

При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении требований Макарова С.Б. является правильным.

Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся по сути к иной в отличии от суда первой инстанции оценке исследованных по делу доказательств. Указанные доводы не опровергают правильных выводов суда об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по опубликованию информации о предоставлении спорного земельного участка в аренду для последующего предоставления этого участка Макарову С.Б. в произвольно выбранном им месте.

Таким образом, при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

                                                         определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней Макарова С.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                В.И. Литюшкин

Судьи                                                                              И.В. Адушкина

                                                                                         Г.Ф. Володина