Решение районного суда об отказе в удовлетворении иска о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении оставлено без изменения.



Судья Пахомов А.В.                                                                 Дело № 33-1102/52

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                 Литюшкина В.И.

судей                                                                                            Адушкиной И.В.                                                   Володина Г.Ф.

с участием секретаря                                   Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 июня 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе истца Родькина А.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Адушкиной И.В., объяснения истца Родькина А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия Овчинниковой Т.И. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия

установила:

Родькин А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении.

В обоснование требований указал, что согласно письму от 03 марта 2011 г. № 1232 Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия ему отказано во включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы по тем основаниям, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, которым установлено, что военная службы по призыву засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

С данным отказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия он не согласен, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Просил суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия от 3 марта 2011 г. во включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву с 28 июня 1987 г. по 31 мая 1989 г. в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы; возложить на ответчика обязанность включить в его стаж государственной службы период военной службы по призыву с 28 июня 1987 г. по 31 мая 1989 г. в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2011 г. исковые требования Родькина А.С. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия о признании незаконным отказа от 3 марта 2011 года во включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву с 28 июня 1987 года по 31 мая 1989 года в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы и возложении обязанности включить в стаж государственной службы период военной службы по призыву с 28 июня 1987 года по 31 мая 1989 года в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Родькин А.С. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что согласно военному билету <№>, выданному <данные изъяты> <дата>, Родькин А.С. проходил военную службу по призыву с 28 июня 1987 г. по 31 мая 1989 г. (л.д. 11-13).

Приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия от 19 декабря 2007 г. № 409 л/с майор полиции Родькин А.С. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков с 19 декабря 2007 г. (л.д.5).

При увольнении из органов по контролю за оборотом наркотиков Родькину А.С. произведен расчет выслуги лет, согласно которому период прохождения военной службы по призыву с 28 июня 1987 г. по 31 мая 1989 г. был ему засчитан в календарном исчислении.

Не согласившись с данным расчетом, Родькин А.С. обратился в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия с заявлением о зачислении ему периода военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Письмом заместителя начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия Жгучева Б.Р. от 3 марта 2011 г. № 1232 Родькину А.С. отказано во включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, которым установлено, что военная службы по призыву засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, военнослужащих, проходивших службу в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Льготное исчисление периодов военной службы по призыву в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1993 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено только для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты населения (л.д.4).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении, приведя в решении исчерпывающее обоснование своим выводам.

Так, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с частью 3 статьи 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 указанного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, действие данного закона не распространяется.

Во исполнение этого, Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. № 941 утвердило Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.

В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений - действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, указанным Постановлением установлены специальные случаи, когда лицам, проходившим военную службу, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.

Доказательств того, что истец проходил военную службу по призыву в особых условиях, когда прохождение военной службы, в том числе и по призыву, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, суду не представлено.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе во включении Родькину А.С. в стаж его государственной службы в органах по контролю за оборотом наркотиков периода военной службы по призыву в льготном исчислении.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих» при исчислении его стажа государственной службы, основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством, которое имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Иные доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания заявленных исковых требований, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.

Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется. Оснований для отмены решения суда, как о том ставиться вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу Родькина А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий                           В.И.Литюшкин

Судьи                                                                                И.В. Адушкина

                                            Г.Ф.Володина