Решение районного суда об удовлетворении иска о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здроровья населения оставлено без изменения.



Судья Косарева Н.В.                                       Дело № 33-1062/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                 Литюшкина В.И.

судей                                                                              Адушкиной И.В.

                                                                                       Володиной Г.Ф.

       при секретаре                             Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 июня 2011г. в                       г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 01 апреля 2011г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истицы Понкрашкиной Н.В. об оставлении решения без изменения, исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Понкрашкина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что 13 мая 2010г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда № 55 от 24 мая 2010г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом, из отработанного ею специального стажа было зачтено 20 лет 6 месяцев 21 день.

Считала отказ в назначении пенсии по старости незаконным, поскольку она имеет необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж, занимая должность медицинской сестры в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов, она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, ее трудовая деятельность проходила в государственном учреждении здравоохранения.

С учетом уточненных исковых требований просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия» №55 от 24 мая 2010г.; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии:

в льготном исчислении из расчета один год работы за 1 год 3 месяца засчитанные ответчиком в календарном порядке периоды работы:

- в должности медицинской сестры в Зубово-Полянском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов с 17 ноября 1987 г. по 31 октября 1999г., включая периоды:

       - нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 15 мая 1988 г. по 07 сентября 1988 г.,

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 08 сентября 1988 г. по 14 января 1990 г.,

- с 15 января 1990 г. по 31 мая 1991 г. отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет,

- период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 01 июня 1991 г. по 15 сентября 1991 г.,

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 16 сентября 1991 г. по 16 февраля 1993 г.,

    - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 17 февраля 1993 г. по 16 августа 1994 г.;

      в календарном исчислении: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 мая 2003 г. по 18 июня 2003 г.;

обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - с 13 мая 2010 года.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от                        01 апреля 2011г. исковые требования Понкрашкиной Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово- Полянском районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, о включении в специальный стаж не засчитанных периодов работы, удовлетворены.

Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе об отказе Понкрашкиной Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии признано незаконным.

    На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово- Полянском районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать в специальный стаж Понкрашкиной Н.В.:

в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца:

период работы в должности медицинской сестры в Зубово-Полянском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов с 17 ноября 1987 г. по 31 октября 1999 г., включая периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 15 мая 1988 г. по 07 сентября 1988 г.,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 08 сентября 1988 г. по 14 января 1990 г.,

с 15 января 1990 г. по 31 мая 1991 г. отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет,

период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 01 июня 1991 г. по 15 сентября 1991 г.,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 16 сентября 1991 г. по 16 февраля 1993 г.,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 17 февраля 1993 г. по 16 августа 1994 г.;

в календарном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с 21 мая по 18 июня 2003 года; назначить Понкрашкиной Н.В. трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 мая 2010 года.

      С ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия расположенного по адресу: Республика Мордовия, пос. Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя дом 4 «а», ИНН 1325026620, КПП 132601001, р/счет 40401810000000020003 в ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г. Саранск, БИК 048952001в пользу Понкрашкиной Н.В. <дата> года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, взыскана госпошлина в размере 200 рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия» Кидяев В.Б. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

    Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 55 от 24 мая 2010г. Понкрашкиной Н.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Приняты к зачету в специальный стаж периоды: с 17 ноября 1987г. по 13 мая 2010г. (в том числе дородовые и послеродовые с 15 мая 1988г. по 07 сентября 1988г. и с 01 июня 1991г. по 15 сентября 1991г., а также отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 сентября 1988г. по 14 января 1990г. и с 16 сентября 1991г. по 05 октября 1992г.) в должности медицинской сестры ГСУ СОС СЗН «Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в календарном исчислении.

    Не засчитаны в специальный стаж:

    период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992г. по 16 августа 1994г. (в том числе отпуск по уходу до 1,5 лет с 06 октября 1992г. по 16 февраля 1993г. и отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 17 февраля 1993г. по 16 августа 1994г.) со ссылкой на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 не предусмотрены, не могут быть применены и нормы разъяснения Минтруда от 22 мая 1996г. № 5 в части включения отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж, соответственно не применимо и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004г.;

    отвлечения от основной работы (курсы повышения квалификации), как не предусмотренные п.п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 с 21 мая 2003г. по 18 июня 2003г.;

     периоды работы с 01 августа 1985г. по 12 января 1987г. – в должности медицинской сестры инфекционного отделения Жуковской центральной городской больницы,

    с 13 января 1987г. по 19 октября 1987г. – в должности медицинской сестры ЛОР-отделения Жуковской центральной городской больницы, так как работа протекала в городской местности.

Согласно копии трудовой книжки на имя Понкрашкиной Н.В., она 01 августа 1985г. принята на должность медсестры в инфекционное отделение Жуковской центральной городской больницы, 13 января 1987г. переведена на должность медсестры в ЛОР-отделение, 01 февраля 1989г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, 17 ноября 1987г. принята на должность медсестры в Зубово-Полянский дом-интернат для престарелых, где работает по настоящее время.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены медицинские сестры в центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Аналогичная норма действовала и в 1987-1999 годах, в период выполнения истицей обязанностей медицинской сестры в ГСУ СОС СЗН «Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999г. в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилам, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления.

Удовлетворяя исковые требования о включении истице в специальный стаж оспариваемые ею периоды работы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в эти периоды истица осуществляла медицинскую деятельность в медико-социальном учреждении, предназначенном для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе

Справками от 27 января 2011г. № 21 и от 01 апреля 2011г. № 16, выданными ГСУ СОС СЗН «Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» подтверждается, что данное учреждение создано на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 1995 г. № 426 на базе Зубово - Полянского дома-интерната для престарелых и инвалидов, действовавшего на основании Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 27 декабря 1978 г. № 145 (л.д. 12,101).

Из пунктов 1 и 2 раздела I «Общие положения» Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР (л.д. 15) следует, что дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дом интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров автономной республики, исполкома краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.

В разделе 11 настоящего Положения предусмотрены задачи и функции дома -интерната, в числе которых:

п. 12.5. диспансеризация и лечение престарелых инвалидов, организация консультативной медицинской помощи специалистов, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

п. 12.6. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

п. 12.10. организация согласно медицинским рекомендациям активирующей терапии для престарелых и инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению их личного и социального статуса.

Из раздела 1 «Общие положения» Устава государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», (утв. Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, приказ № 136 от 06 декабря 1996г., согласовано с Министерством промышленности и управления государственным имуществом Республики Мордовия, приказ № 1-у от 05 января 1997г., зарегистрировано Администрацией Зубово-Полянского района Постановлением № 34 от 31 января 1997г.) усматривается, что учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также для престарелых и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимавшихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел и для лиц, систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа (л.д.32).

В разделе 3 «Цели и предмет деятельности Учреждения» Устава предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является медицинское обслуживание и лечение, организация консультаций врачей-специалистов, способствующих продлению активного образа жизни проживающих, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (л.д.34).

Согласно должностным обязанностям медицинской сестры Понкрашкиной Н.В., медицинская сестра проводит ежедневный обход проживающих; следит за состоянием здоровья проживающих и своевременно вызывает врача для оказания медицинской помощи; выписывает назначенные медикаменты; раздаёт медикаменты по назначению врача и выполняет назначенные врачом процедуры; ведёт учёт спирта и препаратов, находящихся на предметно - количественном учёте на посту, отвечает за их хранение; ведёт документацию, определённую инструкцией об организации медицинского обслуживания в домах-интернатах; руководит работой младшего медицинского персонала; контролирует кормление больных; в отделении для больных с постельным режимом участвует в перестилке постелей; проводит необходимый по назначению врача туалет кожи для профилактики пролежней (л.д.30).

Таким образом, выполнение истицей должностных обязанностей медицинской сестры в Зубово-Полянском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.

    Из свидетельств о рождении серии <№> от <дата> и серии <№> от <дата> усматривается, что у П.Е.Н. <дата> года рождения и П.М.Н. <дата> года рождениям в графе «мать» значится Понкрашкина Н.В.» ( л.д.89-90).

В период нахождения Понкрашкиной Н.В. в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 6 июля 1982 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 23/24-11 от 29 ноября 1989 г. «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», в соответствии с которыми время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Поскольку ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, периоды нахождения Понкрашкиной Н.В. в отпуске по беременности и родам, а также период нахождения истицы в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

Судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда и в части признания неправомерным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истице в специальный стаж периода нахождения ее на курсах повышения квалификации с 21 мая 2003г. по 18 июня 2003г., поскольку в указанный период за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, что соответствует требованиям статьи 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., вопрос 30). Кроме того, прохождение истицей курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой являлась истица.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    о п р е д е л и л а:

    решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от                      1 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. – без удовлетворения.

            Председательствующий                                                В.И.Литюшкин

       Судьи                                                                              И.В.Адушкина

                                                                                                Г.Ф.Володина