О признании незаконными действий органа местного самоуправления по не постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий



Судья         Мирошкина Е.П.                                                               Дело № 33-1135/22

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                 Литюшкина В.И.

судей                        Адушкиной И.В. и Володиной Г.Ф.

с участием секретаря                                                                Кулаевой      О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 июня 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Бормотова В.Н. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 мая 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения Бормотова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бормотов В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в не постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что им с женой на праве собственности принадлежал жилой дом 1960 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>. Из-за плохого состояния дома его жена в 2005 году, а он в 2009 году подарили свои доли жилого дома сыну. Письмом Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 1 апреля 2011 г. ему было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Он считает данный отказ незаконным, основанным на нормах законодательства Республики Мордовия, принятых до издания указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Указывает, что в настоящее время собственного жилья не имеет, ранее безвозмездных субсидий не получал, намеренно свои жилищные условия не ухудшал, подарил принадлежащую долю дома в связи с плохим состоянием жилого дома и необходимостью капитального ремонта.

По данным основаниям заявитель просил суд признать незаконными действия Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в отказе в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возложить на Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен сын Бормотова В.Н. – Бормотов В.В.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 мая 2011г. в удовлетворении заявленных требований Бормотова В.Н. отказано.

В кассационной жалобе Бормотов В.Н. с решением суда не согласен, просит его отменить. Он считает, что органом местного самоуправления ему незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указывает, что сделку по отчуждению доли дома он произвел из-за плохого состояния дома. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, придя к выводу о том, что он не нуждается в улучшении жилищных условий. Ссылается на то, что его сын- собственник спорного жилого дома проживает от него отдельно и совместного с ним хозяйства не ведет. Считает, что суд неправильно распределил обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Бормотов В.Н. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом войны <данные изъяты> группы (л.д. 7).

Бормотов В.Н. и Б.М.Д. состоят в зарегистрированном браке с <данные изъяты> года (л.д. 51). От данного брака имеют сына Бормотова В.В. (л.д. 35).

Судом установлено, что Б.М.Д. и Бормотову В.Н. на праве собственности принадлежали жилой дом общей площадью 91,6 кв.м., в том числе жилой – 61,2 кв.м., и земельный участок площадью 1306 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес> (л.д. 8-23).

22 октября 2009 г. Бормотов В.Н. подарил принадлежащие ему 42/100 доли жилого дома и ? долю земельного участка своему сыну Бормотову В.В.

В настоящее время собственником указанного дома и земельного участка является Бормотов В.В. (л.д. 36, 37).

В доме, находящемся по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Бормотов В.Н. и Б.М.Д. (л.д. 48, 49). Бормотов В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 56).

28 марта 2011 г. Бормотов В.Н. обратился в Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии его с составом семьи из двух человек: он и его жена, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на непригодность жилья для проживания (л.д. 38).

Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 395 от 31 марта 2011 г. Бормотову В.Н. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения сделки по отчуждению 42/100 доли жилого дома (л.д. 54).

При этом письмом № 1148 от 1 апреля 2011 г. Бормотову В.Н. сообщено о принятом решении, с указанием причины отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» в качестве меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

При этом статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Порядок ведения учета граждан устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищными условиями установлены в пункте 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 г.

При этом согласно подпункту 3 пункта 10 вышеуказанных Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Учетная норма жилого помещения в силу решения Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 26 февраля 2010 г. №24/343 составляет 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как указано выше, на момент совершения сделки по отчуждению 42/100 долей жилого дома общей площадью 91,6 кв.м., в том числе жилой – 61,2 кв.м., в данном доме проживали и были зарегистрированы только супруги Бормотовы.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент совершения сделки по отчуждению доли жилого дома Бормотов В.Н. не нуждался в улучшении жилищных условий.

В силу пунктов 11 и 12 вышеуказанных Правил постановление администрации муниципального образования о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов администрацией муниципального образования не позднее чем через тридцать дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Копия постановления администрации муниципального образования об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного постановления, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

К тому же, учитывая, что в настоящее время Бормотов В.Н. продолжает проживать в жилом доме, принадлежащим его сыну, он также не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по отказу в постановке Бормотова В.Н. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы Бормотова В.Н. о том, что он подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, не состоятельны.

В силу п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в частности, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно п. 1 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 344, под непригодными для проживания понимаются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в том числе в связи с высоким (более 70%) уровнем износа, и многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с Положением.

Между тем, согласно техническому заключению ООО «СтройАльянс» физический износ указанного жилого дома составляет 52%. Несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии (неудовлетворительном). Требуется проведение выборочного капитального ремонта (л.д. 6, 52-53).

При этом из технического паспорта на спорный жилой дом видно, что по состоянию на 13 июля 2007 г. строение под литерой А имело износ 44,4%, строения под литерами А1 и 2 имели износ 5% (л.д. 18-19).

Кроме того, Бормотов В.Н. с заявлением о признании спорного жилого дома непригодным для проживания в соответствующем порядке не обращался.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания Бормотова В.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом доме не соответствующем установленным требованиям не имеется.

Утверждения Бормотова В.Н. о том, что ранее он не получал субсидий на приобретение жилья, при разрешении настоящего спора правового значения не имеют.

Доводы кассационной жалобы Бормотова В.Н. о том, что он как инвалид Великой Отечественной войны имеет право на индивидуальный подход при решении вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

Таким образом, при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 3 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бормотова В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий                              В.И. Литюшкин

Судьи                                                                                        И.В. Адушкина

                                                                                                   Г.Ф. Володина