Судья Косарева Н.В. Дело № 33-1119/13
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия Макаева А.Н. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Бурковский A.M. обратился в суд с иском к ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконными приказов <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата> в части снижения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, взыскании недополученной суммы процентной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты> и судебные расходы за оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты>, указав, что в период прохождения службы в ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> ему необоснованно был снижен размер процентной надбавки за сложность напряженность 120%, предусмотренный приказом ФСИН России от 31 мая 2005 г. «О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы». В соответствии с приказом ФСИН России от 31 мая 2005 г. №397 и Инструкцией к нему «О порядке выплаты сотрудникам уголовно- исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» основанием для установления надбавки служит разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд.
Место жительства у него осталось прежнее. Таким образом затраты, связанные с проездом не изменились. Других критериев установления процентной надбавки за сложность и напряженность и специальный режим службы не установлено.
Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены определенные условия, а именно: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, законодатель, отменяя для всех категорий служащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий служащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (абз.2 п.8 ст.1 в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ).
Следовательно, к условиям назначения ежемесячной надбавки Федеральным законом отнесены состав сотрудников и местности прохождения службы.
В связи с изложенным, снижение ему процентной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, установленные начальником ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, считает не соответствующими требованиям приказа ФСИН России от 31 мая 2005 г. №397 и нарушающим его права и поэтому, с учетом изложенного, подлежит отмене.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республика Мордовия от 11 марта 2011 г. исковые требования Бурковского А.М. удовлетворены.
Бурковскому А.М. восстановлен срок обращения с исковым заявлением в суд.
Признаны незаконными в части установления снижения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в отношении Бурковского А.М. приказы начальника ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия: <№> от <дата> «О пересмотре ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>; <№> от <дата> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>; <№> от <дата> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>; <№> от <дата> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>; <№> от <дата> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>; <№> от <дата> «Об установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» с <дата>
С ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия в пользу Бурковского А.М. взыскана недополученная процентная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в сумме <данные изъяты> и расходы за услуги адвоката в размере <данные изъяты>.
В кассационной жалобе начальник ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия Макаев А.Н. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе, по существу ссылаясь на то, что суд не принял во внимание, что порядок выплаты ежемесячной надбавки, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти. В данном случае надбавка истцу не была снижена, а установлена в начале года и пересмотрена в четвертом квартале 2009 г., первом, втором, третьем квартале 2010 г. Кроме того, считает, что судом неверно указано, что истец не был своевременно ознакомлен со спорными приказами об установлении надбавки за сложность, напряженность; а также судом необоснованно восстановлен пропущенный процессуальный срок подачи искового заявления, с ссылкой на то, что истец о нарушении своего права узнал только после увольнения со службы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд неправильно истолковал закон.
Из материалов дела следует, что приказом начальника УФСИН России по Республике Мордовия <№> от <дата> Бурковский A.M. был назначен на должность <данные изъяты> с <дата>, по контракту сроком на 1 год (л.д.6,7).
Как следует из приказа <№> от <дата>, «Об установлении надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия» сотруднику Бурковскому А.М., начальнику отдела безопасности, старшему лейтенанту внутренней службы установлена ежемесячная надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы - 120%.
Приказом начальника УФСИН России по Республике Мордовия <№> от <дата> пересмотрены ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам ФБУ ИК–11 УФСИН России по Республике Мордовия.
Согласно данного приказа Бурковскому А.М., начальнику отдела безопасности, старшему лейтенанту внутренней службы установлена ежемесячная надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы с <дата> в размере - 100%, приказом <№> от <дата> с <дата> в размере - 50%, приказом <№> от <дата> с <дата> в размере - 80%, приказом <№> от <дата> с <дата> в размере - 60%, приказом <№> от <дата> с <дата> в размере - 50%, приказом <№> от <дата> с <дата> в размере - 90%.
Приказом начальника УФСИН России по Республике Мордовия <№> от <дата> Бурковский A.M. с <дата> уволен с занимаемой должности по пункту «з» статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со дня приема на службу истца - с <дата> по день его увольнения место жительства, разъездной характер службы, и связанные с ним затраты на проезд у Бурковского А.М. не изменились, причины снижения надбавки сотруднику Бурковскому A.M. в приказах не указаны.
В связи с чем, по мнению суда первой инстанции, установленные истцу надбавки в сниженном размере, оспариваемые вышеприведенными приказам начальника ФБУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия нельзя признать обоснованными и законными.
С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Разрешая данный спор, суд правильно руководствовался приказом ФСИН России от 31 мая 2005 г. №397 «О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно - исполнительной системы», согласно которого сотрудникам уголовно - исполнительной системы с 1 января 2005 года ежемесячно выплачивается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120% оклада по занимаемой должности.
Согласно Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в ред. Приказа ФСИН РФ от 01.04.2010 №131) выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, содержащимся за счет бюджетного финансирования, устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы и производится в пределах денежных средств, выделенных Федеральной службе исполнения; наказаний.
Приказ об установлении надбавки издается в начале календарного года сроком на один год, а на вновь прибывших сотрудников - в течение года.
По решению руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы размеры надбавок, установленные сотрудникам, могут пересматриваться в течение года.
Исходя из указанных положений, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно- исполнительной системы устанавливается руководителем подразделения уголовно-исполнительной системы и его размер определяется на усмотрение руководителя до 120%.
Неправильное толкование судом норм материального права привело к неправильному вынесению решения.
Кроме того, судом первой инстанции также необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности.
По мнению суда первой инстанции, срок обращения в суд за защитой нарушенного трудового права Бурковским А.М. не пропущен, поскольку о нарушении своего права истец узнал после увольнения со службы, то есть после 20 сентября 2010 г.
Данный вывод суда также противоречит нормам права и материалам дела.
В соответствии с абзацем 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, оспариваемые приказы были изданы <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>
Согласно пункту 2 вышеназванной Инструкции надбавка выплачивается сотрудникам одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Поскольку судом бесспорно установлено, что истцу денежное довольствие выплачивалось ежемесячно и он знал о размере ежемесячной надбавки, то о нарушении своего права он узнал после получения денежного довольствия за сентябрь месяц 2009 г.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для восстановления срока на обращение в суд.
В суд за защитой своего права он обратился только 28 декабря 2010 г. - именно данным числом датировано исковое заявление Бурковского А.М., поступившего в суд 11 января 2011 г. (л.д. 2-4).
Представитель ответчика заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности. Выводы суда об уважительности причин пропуска истцом этого срока ни на чем не основаны.
Учитывая, что пропуск срока исковой давности в силу положений статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, то судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым в удовлетворении исковых требований Бурковскому А.М. отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2011 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бурковского А.М. к ФБУ ИК–11 УФСИН России по Республике Мордовия о признании приказов в части установления надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, взыскании с ответчика недополученной процентной надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в сумме <данные изъяты> и расходов за услуги адвоката в размере <данные изъяты>, отказать.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова