решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными решения жил.комиссии и постановления, восстановлении в очереди на улучшение жил.условий оставить без изменения



Судья Пахомов А.В.                                 Дело № 33-1145/57

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                               Екония Г.К.

судей                                    Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре                            Панковой М.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 июня 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе истца Мартынова С.Б. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., пояснения Мартынова С.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

        Мартынов С.Б. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о признании незаконными решения жилищной комиссии Администрации городского округа Саранск и постановления Главы Администрации городского округа Саранск <№> от <дата>, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

        В обоснование требований указал, что он состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 4 сентября 1989 года с составом семьи из 4 человек на льготной очереди как ветеран боевых действий.

При постановке на учет он с семьей проживал и был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м., жилой площадью 40,2 кв.м. Квартира находится в бессрочном пользовании на основании договора социального найма. Письменный договор заключен с его матерью М.Н.И. В квартире зарегистрированы: он, его супруга М.В.В., сын М.Е.С., дочь Д.Я.С., внук Д.А.О.

В конце 2010 года ему стало известно, что решением жилищной комиссии Администрации городского округа Саранск, утвержденным постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> они сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г. исковые требования Мартынова С.Б. оставлены без удовлетворения.

        В кассационной жалобе истец Мартынов С.Б. считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований на основании того, что его мать М.Н.И. 8 апреля 2009 г. зарегистрировала право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который впоследствии подарила дочери Б.В.Б.

Судом при принятии решения не учтено, что его мать М.Н.И. в очереди на улучшение жилищных условий в качестве члена его семьи не состояла, а указанный жилой дом не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, он не отапливается и используется как дача.

Кроме того, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в бессрочном пользовании на основании договора социального найма, заключенного с его матерью М.Н.И. Также члены его семьи не имеют других жилых помещений в собственности и на праве пользования по договору социального найма.

Считает, что оснований, предусмотренных пунктом 20 Постановления Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 г. «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» для снятия его с учета с очереди на улучшение жилищных условий не имеется, и его жилищные условия с момента постановки на учет не изменились.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

         Из материалов дела усматривается, что истец Мартынов С.Б., его супруга М.В.В., сын М.Е.С. и дочь Д.Я.С. на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и на момент рассмотрения дела проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес> общей площадью 61, 2 кв.м. По данному адресу также зарегистрирована и проживает его мать М.Н.И., которая является нанимателем указанного жилого помещения, что подтверждается выпиской из домовой книги.

         Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> Мартынов С.Б. с составом семьи из 4 человек снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 5, подпункта «б» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении

жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335.

8 апреля 2009 года мать истца М.Н.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданному 5 февраля 2009 года нотариусом нотариального округа города Саранска Ш.И.Ю., получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью 43,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

По договору дарения жилого дома и земельного участка от 24 ноября 2010 года М.Н.И. подарила указанный дом своей дочери Б.В.Б.

         Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, а, поэтому сомнений в их достоверности не вызывают.

         Разрешая заявленные требования Мартынова С.Б., суд обоснованно указал, что истец с составом семьи из 4 человек правомерно снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

         Указанный вывод суда основан на исследованных материалах дела, соответствует собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

         Так, в силу пункта 3 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

         В соответствии с пунктом «б» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 октября 2005 года № 162 учетная норма площади жилого помещения составляет 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам

социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

          В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что после приобретения М.Н.И. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь у Мартыновых на каждого члена семьи стала превышать учетную норму 12,5 кв.м. общей площади жилых помещений на одного члена семьи.

При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Мартынова С.Б. о том, что М.Н.И. не являлась и не является членом его семьи.

В соответствии с положениями части первой и третьей статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

В судебном заседании было установлено, что Мартынов С.Б., его супруга М.В.В., сын М.Е.С. и дочь Д.Я.С. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> с нанимателей данного жилого помещения - М.Н.И., матерью истца.

         В договоре социального найма Мартынов СБ., его супруга М.В.В., сын М.Е.С. и дочь Д.Я.С. указаны в качестве членов семьи нанимателя.

         При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что М.Н.И. подарила указанный дом своей дочери, что привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений и к ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным.

Доводы кассационной жалобы Мартынова С.Б. о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в бессрочном пользовании на основании договора социального найма, заключенного с его матерью М.Н.И.; члены его семьи не имеют других жилых помещений в собственности и на праве пользования по договору социального найма, поскольку они вселившись в указанное жилое помещение в установленном законом порядке приобрели право пользования данной квартирой.

         Довод кассационной жалобы Мартынова С.Б. о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований на основании того, что его мать М.Н.И. 8 апреля 2009 г. зарегистрировала право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который впоследствии подарила дочери Б.В.Б. также отклоняется, так как в силу абзаца 2 пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в

праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта.

        Другие доводы кассационной жалобы по сути повторяют фактические и правовые основания исковых требований, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК Российской Федерации.

        Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.

        На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

        решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу истца Мартынова С.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Г.К.Екония

    Судьи                                       Е.Г. Козина

                                                    Н.И. Межевова