Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение материального и морального вреда, причинённых в результате дорожно-транспортного происшествия.



Судья Л.Н. Сабирова                                Дело №33-1024/15

Докладчик Г.К. Екония

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                             Г.К. Екония

судей                                             Е.Г. Козиной

                                                 Л.И. Скипальской

при секретаре судебного заседания                         М.А. Панковой

рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 мая 2011 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе ответчика В.В. Тирских на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония, объяснения ответчика В.В. Тирских, его адвоката Т.В. Надькиной (ордер №85 от 30 мая 2011 года) и объяснения третьего лица на стороне ответчика Л.А. Тирских, которые поддержали доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

О.И. Макейкин обратился в суд с исковыми требованиями к В.В. Тирских о возмещении материального и морального вреда, причинённого в результате последствий дорожно-транспортного происшествия.

В обоснование исковых требований О.И. Макейкин указал на то, что 7 апреля 2009 года В.В. Тирских совершил преступление, предусмотренное частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно, управляя транспортным средством, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжкого вреда его здоровью.

Постановлением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2009 года уголовное дело в отношении В.В. Тирских, обязавшегося возместить причинённый ему материальный и моральный вред, было прекращено в связи с примирением сторон.

Однако до настоящего времени ответчик материальный и моральный вред, причинённый в результате последствий дорожно-транспортного происшествия, ему не возместил, в категоричной форме отказавшись от своих обязательств.

В связи с этим он просил суд взыскать с ответчика в его пользу 131 200 рублей в возмещение материального вреда в соответствии с представленным расчётом взыскиваемой денежной суммы, а также 350 000 рублей в возмещение морального вреда (л.д.1-3).

Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 года предъявленные исковые требования удовлетворены частично.

Суд постановил о взыскании с В.В. Тирских в пользу О.И. Макейкина 730 рублей 50 копеек в возмещение материального вреда и 185 000 рублей в возмещение морального вреда.

Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с В.В. Тирских в доход бюджета Ельниковского муниципального района Республики Мордовия государственной пошлины в размере 600 рублей (л.д.181-194).

В кассационной жалобе ответчик В.В. Тирских просил решение суда о взыскании с него денежной компенсации морального вреда отменить, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения уголовного дела он добровольно возместил потерпевшему моральный вред, они с потерпевшим примирились, и последний не имел к нему претензий (л.д.208, 219).

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом первой инстанции, 7 апреля 2009 года по неосторожности водителя В.В. Тирских произошло поименованное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью О.И. Макейкина.

Так в результате дорожно-транспортного происшествия потерпевший       О.И. Макейкин получил: <данные изъяты>. Указанные травмы в совокупности повлекли причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего О.И. Макейкина, <данные изъяты>. При этом из-за полученных травм потерпевший     О.И. Макейкин неоднократно находился на стационарном лечении в больницах, претерпевая физические страдания.

Факт причинения потерпевшему О.И. Макейкину тяжкого вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается, и сомнения в его достоверности не вызывает.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что потерпевший О.И. Макейкин вправе был потребовать от ответчика В.В. Тирских (непосредственного причинителя вреда) возмещения морального вреда, причинённого в результате последствий дорожно-транспортного происшествия.

Данный вывод суда основан на правильном применении положений статей 1079 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 185 000 рублей, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно учёл заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе материальное положение ответчика, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам.

Так, в частности, при определении размера компенсации морального вреда суд обоснованно исходил из того, что в результате последствий дорожно-транспортного происшествия потерпевшему причинены физические и нравственные страдания, вызванные тем, что потерпевший, получив поименованный тяжкий вред здоровью, испытал сильные боли и душевные переживания относительно своего состояния. При этом суд учёл добровольно выплаченную ответчиком в возмещение морального вреда денежную сумму в размере 15 000 рублей.

Вышеуказанные обстоятельства позволяли суду присудить потерпевшему денежную компенсацию морального вреда в размере 185 000 рублей, что отвечает требованиям разумности и справедливости.

Такое решение суда потерпевший не обжаловал, и очевидно с присужденным размером компенсации морального вреда он согласен.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в ходе рассмотрения уголовного дела он добровольно возместил потерпевшему моральный вред, они с потерпевшим примирились, и последний не имел к нему претензий, отклоняются.

Постановлением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2009 года уголовное дело в отношении В.В. Тирских, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, действительно было прекращено в связи с примирением подсудимого В.В. Тирских с потерпевшим                        О.И. Макейкиным (л.д.4-5). При этом из указанного судебного постановления, а также ходатайства потерпевшего О.И. Макейкина от 21 июля 2009 года (л.д.162) следует, что подсудимый В.В. Тирских полностью возместил причинённый вред, и на день прекращения уголовного дела потерпевший О.И. Макейкин к нему претензий не имел.

Между тем размер ущерба, возмещённого подсудимым В.В. Тирских, не устанавливался, не был конкретизирован, а само вышеуказанное судебное постановление по уголовному делу в отношении размера возмещения вреда для данного дела преюдициального значения не имеет.

Исходя из этого, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что моральный вред, причинённый потерпевшему в результате последствий дорожно-транспортного происшествия, остался не возмещённым, доказательств обратному ответчик суду не представил, и обоснованно присудил потерпевшему денежную компенсацию морального вреда.

Других доводов к отмене решения суда в кассационной жалобе ответчика по существу не приведено.

Таким образом, доводы кассационной жалобы ответчика не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы кассационной жалобы ответчика сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.

Исходя из изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика                В.В. Тирских – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                   Г.К. Екония

Судьи                                                                                            Е.Г. Козина

                                                                                                       Л.И. Скипальская