Судья Епитифоров В.С. Дело № 33-1200/62
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.
судей Стариннова Л.Д. и Скипальская Л.И.
с участием секретаря Кулаевой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 июня 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по частной жалобе председателя административной комиссии городского округа Саранск (Ленинский район) Юткина А.Б. на определение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Административная комиссия городского округа Саранск (Ленинский район) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) отдела судебных приставов по Октябрьскому району г. Саранска Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
В обоснование требований указано, что административной комиссией 3 августа 2010 г. на исполнение в ОСП по Октябрьскому району г. Саранска УФССП по Республике Мордовия были направлены поименованные постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в отношении физических лиц. Однако до настоящего времени в административную комиссию никаких сведений о ходе исполнения данных постановлений не поступало. 6 августа 2010 г. в службу судебных приставов еще были направлены поименованные постановления административной комиссии о назначении административного наказания в виде штрафа в отношении физических лиц. Сведения об исполнении данных постановлений в административную комиссию также не поступали.
По данным основаниям заявитель просил суд признать незаконными действия (бездействие) ОСП по Октябрьскому району г. Саранска УФССП по Республике Мордовия, выразившиеся в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей по своевременному совершению исполнительных действий по взысканию административного штрафа.
Определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 мая 2011 г. в принятии заявления административной комиссии отказано по основаниям пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
В частной жалобе председатель административной комиссии городского округа Саранск (Ленинский район) Юткин А.Б. просит определение судьи отменить, ссылаясь на то, что административная комиссия является стороной исполнительного производства, поскольку на нее возложены функции по контролю за исполнением решений, принятых комиссий.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Отказывая в принятии заявления административной комиссии, судья исходил из того, что административная комиссия стороной исполнительного производства не является, правом на предъявление в суд заявления об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа не наделена.
Из представленного суду кассационной инстанции материала видно, что административная комиссия городского округа Саранск (Ленинский район) обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия ОСП по Октябрьскому району г. Саранска УФССП по Республике Мордовия, выразившегося в не исполнении в установленный законом срок требований исполнительных документов, принятых комиссией.
В соответствии с положениями части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям части 3 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002г. № 45-З «Об административных комиссиях в Республике Мордовия» административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции законом Республики Мордовия.
Согласно статье 8 указанного закона председатель административной комиссии, в том числе, контролирует исполнение решений, принятых комиссией.
Из системного толкования указанных норм права следует, что административная комиссия городского округа Саранск (Ленинский район) как коллегиальный орган, полномочный принимать постановления по делам и направлять их для принудительного исполнения в службу судебных приставов, обладает правом подачи заявления об обжаловании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению требований исполнительных документов, постановленных комиссией, поскольку очевидно, что данный орган относится к лицам, чьи права и интересы могут быть нарушены такими действиями (бездействием).
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение судьи нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а вопрос о принятии заявления подлежит передаче на новое рассмотрение.
Руководствуясь абзацем 3 статьи 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
определение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 мая 2011 г. отменить, вопрос передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Л.Д. Стариннова
Л.И. Скипальская