решение об отказе в иске о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов как ветерану ВОВ оставлено без изменения



Судья Пахомов А.В.                              Дело N 33-1009/57

Докладчик Александров С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего            Александрова С.В.

судей                                Володиной Г.Ф.

                                    Скипальской Л.И.

при секретаре                        Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 мая 2011 в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Герасимовой Н.Г. – Соломатина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2011 г.

Заслушав доклад судьи-председательствующего Александрова С.В.; судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Герасимова Н.Г. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия и Правительству Республики Мордовия о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

В обоснование требований истица указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны и в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры социальной поддержки представляются лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев в период Великой Отечественной войны, она состоит в Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия на учете на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Также она состоит на учете в Правительстве Республики Мордовия на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств республиканского бюджета, однако до настоящего времени указанные субсидии она не получила.

Истица просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить субсидию в сумме 1 404 000 рублей на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и обязать Правительство Республики Мордовия предоставить субсидию в сумме 1 287 000 рублей на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета.

    Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель Герасимовой Н.Г. – Соломатин А.А. с решением суда первой инстанции не согласен, просил его отменить, ссылаясь на нарушение предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» прав и законных интересов истицы.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как видно из материалов дела, Герасимова Н.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, а также инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается удостоверением серии <№>., справкой МСЭ-013 <№> (л.д. 4).

Согласно справке жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2008 года № 79пр-ЖУ Герасимова Н.Г. состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 апреля 2004 г. (л.д. 23).

Как следует из выписки из реестра, Герасимова Н.Г. с 1 апреля 2004 г. зарегистрирована в республиканском реестре по категории «инвалиды» на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (л.д. 24).

Судом установлено, что в республиканском реестре на получение социальной выплаты, который ведется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, Герасимова Н.Г. по категории «инвалиды» значится под номером 759.

С заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года №7 Герасимова Н.Г. обратилась 2 апреля 2008 г.

17 апреля 2008 г. администрацией городского округа Саранск в Правительство Республики Мордовия было направлено ходатайство о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья Герасимовой Н.Г. на состав семьи из одного человека.

В настоящее время в Реестре претендентов на получение субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22 марта 2001 г. №120 и от 16 января 2008 г. №7 Герасимова Н.Г. зарегистрирована под номером <№> (л.д.67).

Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела и сомнения в их достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для предоставления истице субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

Данный вывод суда основан на правильно применении закона.

Так в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 482 «Об организации работы по реализации передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» полномочия по ведению учета граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г. и нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и обеспечению их жильем возложены на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.

Пункт 4 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» определяет, что правом на получение социальных выплат обладают следующие категории граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.: инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно пункту 26 указанного Постановления Министерство формирует списки граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее даты получения льготного статуса, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

При этом доводы истицы о том, что труженики тыла имеют право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья наравне с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, членами семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной воны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 12-ФЗ «О ветеранах», были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 12-ФЗ «О ветеранах» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют участники, инвалиды Великой Отечественной войны, члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не предусмотрено.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

             Поскольку истица в настоящее время зарегистрирована в Реестре претендентов на получение субсидий на строительство или приобретение жилья и, соответственно, она не относится категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди, оснований для удовлетворения исковых требований Герасимовой Н.Г. у суда не имелось.

К тому же пункт 15 постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года № 7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» определяет, что гражданин и члены его семьи имеют право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением один раз.

Граждане, получившие субсидии (социальные выплаты) на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета любого уровня в рамках реализации программ, подпрограмм, мероприятий, права на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением не имеют.

В этой связи в случае получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», право на получение субсидии на основании Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7 Герасимова Н.Г. иметь не будет.

Таким образом, исковые требования Герасимовой Н.Г. о возложении обязанности на ответчиков предоставить субсидию в сумме 1 404 000 рублей на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и субсидию в сумме 1 287 000 рублей на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета, удовлетворению не подлежат.

Доводы кассационной жалобы представителя истицы по существу повторяют фактические и правовые основания заявленных исковых требований, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении. К тому же доводы кассационной жалобы представителя истицы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Герасимовой Н.Г. – Соломатина А.А. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи