о признании решения УФМС по РМ об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным



Судья Пахомов А.В.                               Дело №33-1176/50

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Литюшкина В.И.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Панковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 июня 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе Самигулиной А.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Самигулиной А.И., Самигулиной А.Р., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Саранской О.М., действующей по доверенности № МС-13/1-74 от 24 мая 2011 года, возразившей против жалобы; судебная коллегия

установила:

Самигулина А.Р. и Самигулина А.И. обратились в суд с иском о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

В обоснование своих требований указали, что в 1997 году они приехали в Республику Мордовия из <адрес>. В период с 10 июля 1997 года по 10 января 1998 года им присвоен статус беженцев. В 1998 году им присвоен статус вынужденных переселенцев.

25 февраля 2011 года они получили уведомление УФМС России по Республике Мордовия о том, что утратили статус вынужденных переселенцев на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Считают данное решение незаконным, поскольку у них имеются обстоятельства, препятствующие обустроиться на новом месте жительства.

Просили суд признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия от 21 января 2011 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев. (л.д.3-4)

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 апреля 2011 г. заявление Самигулиной А.Р. и Самигулиной А.И. оставлено без удовлетворения. (л.д.170-172).

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 мая 2011 г. в описательной части решении Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 апреля 2011 г. исправлена описка (л.д.190)

В кассационной жалобе Самигулина А.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у нее имеются препятствия в обустройстве на новом месте жительства на территории РФ, поскольку она не является членом семьи Самигулиной А.Р. и вместе с ней не проживает. (л.д.176-178,182).

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом с 22 января 1998 года в соответствии с протоколом миграционной службы Республики Мордовия Самигулиной А.Р. с составом семьи из 3-х человек был присвоен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса ежегодно продлевался, и в последний раз был продлен до 22 января 2011 г. (л.д.30,148)

Протоколом Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия от 21 февраля 2011 года Самигулиной А.Р. и Самигулиной А.И. было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца на основании на основании пункта 4 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (л.д.161-163).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> Самигулиной А.Р., принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.153).

Из объяснений Самигулиной А.Р. следует, что право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возникло у нее в результате приватизации указанного дома.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

В соответствии с пунктами 20 и 25 "Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца...", утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 г. N 465, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.

Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, утвердившего Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

В силу подпункта "б" пункта 40 указанного Положения Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством: б) вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в том числе постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из вывода о том, что поскольку Самигулина А.Р. самостоятельно приняла меры к своему обустройству на новом месте жительства, приватизировав жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, то отсутствуют правовые основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.

В силу положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Исходя из данных положений закона и учитывая, Самигулина А.И. является дочерью Самигулиной А.Р., входит в состав семьи вынужденного переселенца и зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу, имеет равные права проживания и пользования жилым помещением, она как член семьи собственника жилого помещения также обустроена на новом месте жительства.

Кассационная жалоба Самигулиной А.И. не содержит доводов, опровергающих выводов суда, положенных в основу принятого решения, в силу чего отсутствуют основания для его отмены.

Довод кассационной жалобы о том, что суд в нарушение части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения не указал вывод об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления Самигулиной А.И. является несостоятельным и опровергается судебным решением.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Самигулиной А.И. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                             Литюшкин В.И.

Судьи                                       Стариннова Л.Д.

                                                                                                  Скипальская Л.И.