о назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Зорина С.А.                                 Дело N33-1063/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 июня 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

        установила:

    Лабзин С.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

    В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения в специальный стаж включены в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж ответчиком не включены.

    Считал такой отказ в назначении пенсии неправомерным и просил признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 2 декабря 2010 г. Обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы с 1 июля 1981 г. по 1 сентября 1981 г., с 27 декабря 1981 г. по 12 октября 1984 г. и с 14 октября 1984 г. по 31 декабря 1984 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации ГУЗ «Ковылкинская ЦРБ» в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить данную пенсию с 23 ноября 2010 г. (л.д.1-4).

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. исковые требования Лабзина С.В. удовлетворены в полном объеме (л.д.173-178).

    В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. просила решение суда отменить, ссылаясь на нарушением судом норм материального права.

    Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 2 декабря 2010 г. Лабзину С.В. в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж периоды работы с 1 июля 1981 г. по 1 сентября 1981 г., с 27 декабря 1981 г. по 12 октября 1984 г. и с 14 октября 1984 г. по 31 декабря 1984 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Ковылкинской ЦРБ были включены в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не засчитаны в специальный стаж. (л.д.6-8).

    Из копии трудовой книжки на имя Лабзина С.В. следует, что в период с 1 июля 1981 г. по 11 марта 1985 г. он работал врачом анестезиологом-реаниматологом хирургического отделения ГУЗ «Ковылкинская ЦРБ» (л.д.54-55).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

        В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

        Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

        Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

        В силу п.п. 1, 2 раздела Наименование структурных подразделений и п.п. 1, 2 раздела Наименование должностей Перечня льготное исчисление специального стажа предоставлено оперирующим врачам - специалистам всех наименований, в том числе оперирующим врачам - заведующим хирургического профиля стационаров больниц, врачам-анестезиологам-реаниматологам, в том числе заведующим отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

        Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

        Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Согласно данному постановлению за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения "врачам анестезиологи-реаниматологи отделений (групп, палат и др.) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующей должности в течение полного рабочего дня.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Этим же постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым врачам - анестезиологам - реаниматорам, отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и обоснованно исходил из того, что в спорные периоды работы истец работал в качестве врача анестезиолога-реаниматолога палаты интенсивной терапии и реанимации Ковылкинской ЦРБ.

Эти выводы суда обоснованы имеющимися в деле доказательствами, а именно приказом Министерства здравоохранения МАССР от 15 января 1980 № 10 об организации в срок до 01.01.81 на базе хирургических, терапевтических отделений единые для нужд всей больницы палаты интенсивной терапии, среди лечебно-профилактических учреждений была указана Ковылкинская ЦРБ, отчетом по анестезеологическо-реанимационной службе за 1981 г., планом работы анестезеологическо-реанимационной службы на 1984 г., показаниями свидетелей К., С., Л., справкой МУЗ «Ковылкинская центральная района больница» от 23 ноября 2010 г., подтверждающих наличие в структуре Ковылкинской центральной районной больницы палаты интенсивной терапии и реанимации с 20 августа 1980 г. (л.д.92-95, л.д.51,108-112,113-114,87 оборот - 88)

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Лабзина С.В. и включил в льготном исчислении период работы истца в должности врача анестезиолога -реаниматолога ГУЗ «Ковылкинская ЦРБ» как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

    Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

    Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.

    Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Установив, что у истца с учетом включенных пенсионным органом периодов его работы и зачтенных оспариваемых периодов судом, имеется более 30 лет необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд правильно обязал пенсионный орган назначить ему данную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 23 ноября 2010 г.

        Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения истцу в льготный стаж спорных периодов его работы, отклоняются как несостоятельные. Эти доводы кассационной жалобы ответчика повторяют по существу основания отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

        определила:

решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. – без удовлетворения.

        Судья-председательствующий                                          Александров С.В.

Судьи                                   Стариннова Л.Д.

                                                                                               Скипальская Л.И.