решение об отказе в удовлетворении иска об уст.факта владения и пользования за умершим на праве собственности жилым домом, признании права на предоставление единовр.ден.компенсации в результате пожаров природного характера оставлено без изменения



Судья Варламов И.Г.                                    Дело № 33-1171/57

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                               Екония Г.К.

судей                                    Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

        при секретаре                                   Кулаевой О.Н.

         рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя истцов Песковой Л.А. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., объяснения Гусева А.Н., Левцовой М.П., Пономаревой Л.А., их представителя адвоката Песковой Л.А. (ордер № 49 от 21.06.2011 г.), поддержавших доводы жалобы, представителя Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия Ефремова А.Н., (доверенность № 1141 от 03.03.2011 г., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Гусев А.Н. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия, ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> району Республики Мордовия» об установлении факта владения и пользования за Г.П.С., умершей <дата>, на праве собственности жилым домом площадью 32 кв.м с надворными постройками: двумя конюшнями, сараем, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>; и установлении за ним факта принятия наследства в виде указанного жилого дома после смерти его матери Г.П.С.

         Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> району Республики Мордовия» надлежащим – Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация <данные изъяты> района Республики Мордовия; произведена замена ответчика администрации <данные изъяты>

<данные изъяты> района Республики Мордовия на ее правопреемника - администрацию <данные изъяты> сельского поселения.

        В заявлении от 28 марта 2011 г. об изменении исковых требований представитель истца Пескова Л.А., действующая по доверенности за Гусева А.Н., просила установить факт владения и пользования за Гусевым А.Н. на праве собственности в порядке наследования после смерти матери Г.П.С., умершей <дата>, жилым домом площадью 32 кв.м с надворными постройками: двумя конюшнями, сараем, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>, и признать за ним право на предоставление единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого дома в результате пожаров природного характера, произошедших на территории Республики Мордовия летом 2010 года.

       Пономарева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия, ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> муниципальному району Республики Мордовия» об установлении факта владения и пользования за Г.В.А., умершей <дата>, на праве собственности жилым домом площадью 30 кв.м. с надворными постройками: двумя конюшнями, сараем, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>;, и установления за ней факта принятия наследства в виде указанного жилого дома после смерти ее матери Г.В.А.

       Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> муниципальному району Республики Мордовия» надлежащим – Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия; произведена замена ответчика администрации <данные изъяты> района Республики Мордовия на ее правопреемника - администрацию <данные изъяты> сельского поселения.

       В заявлении от 28 марта 2011 г. об изменении исковых требований представитель истца Пескова Л.А., действующая по доверенности за Пономареву Л.А., просила установить факт владения и пользования за Пономаревой Л.А. на праве собственности в порядке наследования жилым домом площадью 30 кв.м. с надворными постройками: двумя конюшнями, сараем, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>; и признать за ней право на предоставление единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого дома в результате пожаров природного характера, произошедших на территории Республики Мордовия летом 2010 года.

Левцова М.П. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия, ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> муниципальному району Республики Мордовия» об установлении факта владения и пользования за Л.А.П., умершим <дата>, на праве собственности жилым домом площадью 30 кв.м. с надворными постройками: тремя конюшнями, двумя сараями, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>, и установления за ней факта принятия наследства в виде указанного жилого дома после смерти Л.А.П.; признания за ней права на предоставление единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого дома в результате пожаров природного характера, произошедших на территории Республики Мордовия летом 2010 года.

Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2011 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ «Социальная защита населения по <данные изъяты> муниципальному району Республики Мордовия» надлежащим – Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия; произведена замена ответчика администрации <данные изъяты> района Республики Мордовия на ее правопреемника - администрацию <данные изъяты> сельского поселения.

В заявлении от 28 марта 2011 г. об изменении исковых требований представитель истца Пескова Л.А., действующая по доверенности за Левцову М.П., просила установить факт владения и пользования за Левцовой М.П. на праве собственности в порядке наследования жилым домом площадью 30 кв.м. с надворными постройками: тремя конюшнями, двумя сараями, амбаром, расположенными по адресу: <адрес>, и признать за ним право на предоставление единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого дома в результате пожаров природного характера, произошедших на территории Республики Мордовия летом 2010 года.

Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г. гражданские дела № 2-34/2011, 3-35/2011, 2-36/2011 по искам Гусева А.Н., Пономаревой Л.А., Левцовой М.П. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия и администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования жилым домом на праве собственности и признании права на предоставление единовременной денежной

компенсации за утраченное в результате пожара жилое помещение, объединены в одно производство, с присвоением делу номера 2-34/2011.

         Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 апреля 2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОВД по <данные изъяты> муниципальному району и Главное управление МЧС России по Республике Мордовия.

          В обоснование заявлений истцы Гусев А.Н., Пономарева Л.А., Левцова М.П. указали, что на основании свидетельств о праве собственности их родителям принадлежали земельные участки, расположенные на <адрес>, на которых находились жилые дома с надворными постройками. После смерти родителей и родственников они приняли наследство в виде денежных вкладов и оформили право собственности на земельные участки. Однако, право собственности на жилые дома с надворными постройками оформлено не было, хотя после смерти родителей они продолжали ухаживать за указанными строениями, поэтому считают, что фактически они приняли наследство в виде домовладений. <дата> в <адрес> произошел пожар, в результате которого были уничтожены несколько домов с надворными постройками, в том числе и принадлежащие их родителям. Письмами заместителя Министра С.А.М. от <дата> им было отказано в получении единовременного денежного пособия и единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства жилья в связи с отсутствием права на их получение. Считают данные отказы незаконными.

          Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

         В кассационной жалобе представитель истцов Пескова Л.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, указывает, что суд неверно истолковал требования статьи 264 ГПК Российской Федерации и разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г., ссылаясь на то, что факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности может быть установлен лишь при наличии у заявителя кого-либо правоустанавливающего документа на жилой дом. Однако, истцы после смерти своих родителей в установленный законом срок приняли наследство в виде денежных вкладов, денежных компенсаций и земельных участков. Считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1152 ГК Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося наследства, в чем оно не заключалось бы и где бы оно не находилось. Поэтому можно сделать вывод о принятии истцами наследства в виде жилого дома, и не оформление жилых домов документально не означает, что наследство в виде жилого дома истцами принято не было.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

        Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что <дата> примерно в 16 часов в <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем был уничтожен 21 дом, в том числе 6 жилых домов.

Согласно списку граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного характера, согласованному с ОВД по <данные изъяты> муниципальному району, Главным Управлением МЧС России по Республике Мордовия, и утвержденному главой <данные изъяты> муниципального района, в него вошли 6 домовладений, расположенных по адресу: <адрес>. Пострадавшим, проживавшим в указанных жилых домах, которые принадлежали им на праве собственности, была предоставлена единовременная денежная компенсация во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 12 августа 2010 года № 144-УГ.

В феврале 2011 года Гусев А.Н., Пономарева Л.А. и Левцова М.П. обратились в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлениями на оказание материальной помощи в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, письмами заместителя Министра С.А.М. от <дата> истцам было отказано в получении единовременного денежного пособия и единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства жилья в связи с отсутствием права на их получение.

         Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, а, поэтому сомнений в их достоверности не вызывают.

         Разрешая заявленные требования истцов, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком им в получении единовременного денежного пособия и единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства жилья отказано обоснованно.

         Указанный вывод суда основан на исследованных материалах дела, соответствует собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

          Так, соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 12 августа 2010 г. № 144-УГ «О предоставлении единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства жилья гражданам, лишившимся жилого помещения в результате пожаров природного характера, произошедших в 2010 году на территории Республики Мордовия» Правительство Республики Мордовия постановлением от 13 августа 2010 г. № 325 утвердило Порядок предоставления единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства жилья гражданам, лишившимся жилого помещения в результате пожаров природного характера, произошедших в 2010 году на территории Республики Мордовия (далее Порядок).

Согласно пункта 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении единовременной денежной компенсации граждане (в том числе их законные представители) представляют в государственное учреждение по социальной защите населения Республики Мордовия по месту нахождения утраченного жилого помещения документы, в том числе подтверждающие принадлежность утраченного жилого помещения заявителю (свидетельство о государственной регистрации права собственности или выписка из похозяйственной книги о принадлежности жилого помещения заявителю, свидетельство о праве на наследство жилого помещения или иной документ, подтверждающий принадлежность жилого помещения заявителю, лишившемуся жилого помещения).

Пунктом 9 Порядка предусмотрены основания для отказа гражданину в предоставлении единовременной денежной компенсации, каковыми являются:

непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;

недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

отсутствие заявителя в согласованном с МЧС России и МВД России списке граждан, лишившихся жилого помещения в результате пожаров природного характера.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что истцами не представлены документы, подтверждающие их право собственности на утраченное жилое помещение, предусмотренные пунктом 4 указанного Порядка, пришел к правильному выводу о том, что у истцов отсутствуют правовые основания для предоставления им единовременной денежной компенсации взамен восстановления и строительства утраченного жилья вследствие пожаров природного характера, произошедших в 2010 году на территории Республики Мордовия, а поэтому обоснованно отказал в удовлетворении данных требований.

Обоснованно суд первой инстанции оставил без удовлетворения и требования истцов об установлении факта владения и пользования на праве собственности в порядке наследования жилыми домами, поскольку, как правильно посчитал суд, факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности может быть установлен в соответствии с положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лишь в случае утраты правоустанавливающего документа, то есть когда такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.

Как установлено судом, указанных документов на жилые дома у истцов не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы о том, что истцы являются наследниками имущества после смерти родителей и родственников, в установленный законом срок ими принято наследство и получены свидетельства о праве на наследство по закону на денежные средства, на земельный участок, не могут служить основанием

для отмены решения суда, поскольку в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Абзац 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает в качестве основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок свидетельства о праве на наследство.

Иные доводы кассационной жалобы также не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.

       На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

        решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истцов Песковой Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Г.К.Екония

    Судьи                                       Е.Г. Козина

                                                    Н.И. Межевова