о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Селькина Р.С.                              Дело № 33-1218/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Межевовой Н.И.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 июня 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Бутяйкина И.Д. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2011 года.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

установила:

    Бутяйкин И.Д. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы. В стаж для назначения пенсии не включены периоды его работы в должности председателя Селищенского Сельского Совета народных депутатов, в должности Главы администрации местного самоуправления с. Селище, в должности учителя Селищенской средней общеобразовательной школы Атяшевского района Республики Мордовия.

Считает решение пенсионного органа незаконным и просит его отменить, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 1 апреля 1990 г. по 31 августа 2008 г. в должности председателя Селищенского Сельского Совета народных депутатов Атяшевского района Республики Мордовия, со 2 ноября 1993 г. в должности Главы администрации местного самоуправления с.Селище Атяшевского района Республики Мордовия и с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2010 г. в должности учителя Селищенской средней общеобразовательной школы Атяшевского района Республики Мордовия, назначить ему пенсию с 22 сентября 2010 г., а также взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей. (л.д.1-5)

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2011 г. в удовлетворении исковых требований Бутяйкину И.Д. отказано (л.д.114-118).

    В кассационной жалобе Бутяйкин И.Д. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом решением ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия №15 от 28 сентября 2010 г. Бутяйкину И.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж истца не были включены периоды работы с 1 апреля 1990 г. по 31 августа 2008 г. в должности председателя Селищенского Сельского Совета народных депутатов и со 2 ноября 1993 г. в должности Главы администрации местного самоуправления с. Селище, период работы с 1 сентября 2008 года по 22 сентября 2010 года, ввиду отсутствия нормы педагогической нагрузки. Специальный стаж истца на дату обращения составил 4 года 7 месяцев 17 дней (л.д.6).

Из трудовой книжки на имя Бутяйкина И.Д. усматривается, что 16 августа 1985 г. он принят на должность учителя русского языка и литературы Сосуновской восьмилетней школы, 17 августа 1987 г. переведен директором Селищенской средней школы, 1 апреля 1990 г. уволен в порядке перевода в связи с избранием председателем исполкома Селищенского сельского Совета народных депутатов, 16 марта 1990 г. избран председателем Селищенского сельского Совета народных депутатов, 2 ноября 1993 г. освобожден от работы на постоянной основе в Селищенском сельском Совете Атяшевского района МССР, 2 ноября 1993 г. назначен Главой Администрации местного самоуправления с.Селище Атяшевского района МССР (л.д.8-11).

Разрешая заявленные требования и отказывая в иске, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 названной статьи закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в числе должностей и учреждений должности председателя исполкома сельского Совета, Главы администрации местного самоуправления не указаны.

Эти должности также не были предусмотрены Списком № 463 от 06.09. 1991 года и Списком № 1067 от 22.09. 1999 года.

Между тем, как правильно сослался суд в решении, подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего до 1 октября 1993 года, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Однако данные положения подлежали применению с учетом положений пункта 4 названного Положения, устанавливающего, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С учетом того, что на дату обращения за назначением пенсии истец не имел 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) требуемого для назначения пенсии, который приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то период работы на выборной должности не подлежат зачету в стаж для назначения пенсии.

Таким образом, период работы истца с 1 апреля 1990 г. по 1 октября 1993 года на выборной должности мог быть зачтен в стаж для назначения пенсии только при условии того, что истец имел бы 2/3 стажа на педагогических должностях. Между тем педагогический стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составил только 4 года 7 месяцев 17 дней.

В связи с чем, довод кассационной жалобы Бутяйкина И.Д. о неправомерном исключении из специального стажа периоды работы с 1 апреля 1990 г. по 31 августа 2008 г. на выборной должности подлежит отклонению, как не основанный на законе.

Довод кассационной жалобы истца о том, что период работы с 1 сентября 2008 г. по 22 сентября 2010 г. (2 года 21 день) должен быть включен в специальный стаж отклоняется, по тем основаниям, что включение в специальный стаж отдельных периодов работы само по себе не создает юридических последствий, поскольку при отсутствии права на пенсию на определенный момент, отказ во включении спорных периодов работы в специальный стаж не нарушает субъективные права гражданина.

При таких обстоятельствах истец не имеет требуемого 25-ти летнего педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом изложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы истца отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бутяйкина И.Д. – без удовлетворения.

    Судья-председательствующий                                         Межевова Н.И.

    Судьи                               Стариннова Л.Д.

                                                                                                  Скипальская Л.И.