Судья Надежина С.Ю. Дело № 33-1255/57
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.
судей Козиной Е.Г. и Володиной Г.Ф.
с участием секретаря Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 июня 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационным жалобам Захарова А.Б. и представителя Министерства финансов Республики Мордовия Биушкиной Т.М. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 апреля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителя Министерства финансов Республики Мордовия Биушкиной Т.М., поддержавшей доводы своей кассационной жалобы, представителя ГУП Республики Мордовия «Фармация» Прытковой Т.Н., оставившей вопрос о законности и обоснованности судебного решения на усмотрение кассационной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Захаров А.Б. обратился в суд и иском к Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного не обеспечением его необходимыми лекарственными препаратами.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 1 группы и в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение бесплатных лекарственных средств. В январе 2010 года врачом лечебного учреждения, по месту проживания, ему был выписан рецепт на получение лекарственных препаратов рекормон, фраксепарин, кетостерил. Однако ввиду отсутствия лекарственных средств, данный рецепт аптекой № 5 ГУП Республики Мордовия «Фармация» был принят на отсроченное обслуживание, в связи с чем, кроветворящий препарат рекормон был получен истцом только 19 марта 2010 г.
В феврале 2010 года истцу также был выписан рецепт на получение указанного лекарственного средства, который вновь отсутствовал в аптеке, и был получен им только 14 апреля 2010 г. Из-за несвоевременного обеспечения необходимыми лекарственными средствами состояние здоровья истца ухудшилось, ему потребовалось проведение интенсивной терапии.
Ссылаясь на сильные физические и нравственные страдания, истец просил суд взыскать в его пользу с Казны по Республике Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия в счет компенсации морального вреда 500 тысяч рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 апреля 2011 г. с Управления Федерального казначейства Республики Мордовия в пользу Захарова А.Б. в счет компенсации морального вреда взыскано 50 тысяч рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Захаров А.Б. просит решение суда изменить и удовлетворить его исковые требования в полном объеме, ссылаясь на систематическое нарушение его прав и причинение тяжкого вреда здоровью.
В возражениях на кассационную жалобу Захарова А.Б. представитель Министерства финансов Республики Мордовия Биушкина Т.М. считает доводы Захарова А.Б. необоснованными, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
В возражениях на кассационную жалобу Захарова А.Б. представитель Министерства здравоохранения Республики Мордовия Торопова И.А. считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы Захарова А.Б. не имеется.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Мордовия Биушкина Т.М. с решением суда не согласна, просит его отменить и в иске Захарову А.Б. отказать. Она ссылается на то, что задержек финансового обеспечения государственных контрактов и заявок Министерства здравоохранения Республики Мордовия не было. Полагает, что несвоевременная поставка лекарственного средства была осуществлена вследствие ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком ООО «БИОТЭК». Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между несвоевременной поставкой лекарственных средств и ухудшением состояния здоровья истца.
В возражениях на кассационную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия Захаров А.Б. считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Захаров А.Б. является инвалидом 1 группы и имеет третью степень ограничения к трудовой деятельности, наблюдается в МУЗ «Городская поликлиника № 15» с диагнозом: <данные изъяты>
Захаров А.Б. имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе на получение лекарственных средств.
Согласно карте учета отпуска лекарственных средств 12 января 2010 г. Захарову А.Б. был выписан рецепт на получение лекарственных средств рекормон, фраксепарин, кетостерил. В последующем рецепты по получение лекарственных средств выписывались Захарову А.Б. 25 февраля и 17 марта 2010 г. (л.д. 24).
Из справки аптеки № 5 ГУП Республики Мордовия «Фармация» от 22 июня 2010 г. лекарственное средство рекормон по рецепту от 12 января 2010 г. отпущено Захарову А.Б. 24 марта 2010 г., по рецепту от 25 февраля 2010 г. – 15 апреля 2010 г., по рецепту от 17 марта 2010 г. – 6 мая 2010 г., по рецепту от 20 апреля 2010 г. – 28 мая 2010 г. Лекарственное средство венофер по рецепту от 20 апреля 2010 г. не предоставлено. За получением лекарственных средств Захаров А.Б. обращался в аптеку 13 января 2010 г., 26 февраля 2010 г., 15 апреля 2010 г., 22 апреля 2010 г. соответственно (л.д. 25, 44).
Согласно справке генерального директора ГУП Республики Мордовия «Фармация» Волкова В.В. по программе ОНЛС в 1 полугодии 2010 г. лекарственное средство рекормон фактически было получено 10 февраля 2010 г. – 1 упаковка, 17 марта 2010 г. – 266 упаковок (л.д. 15).
Из анализа крови Захарова А.Б. от 25 февраля 2010 г., выполненного в МУЗ «Городская поликлиника № 15» следует, что уровень гемоглобина в крови понижен (л.д. 23).
В период с 1 по 10 марта 2010 г. Захаров А.Б. проходил лечение в нефрологическом отделении ГУЗ «Мордовская республиканская клиническая больница», где в том числе, ему была проведена трансфузия эритроцитной массы по 300 мл внутривенно (л.д. 21-22, 101-103, 104, 105).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, приведя в решении исчерпывающее обоснование своим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7, 39).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Согласно статье 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг также включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.
Аналогичное право закреплено и в пункте 8 Приложения № 1 к Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, где указано, что право на получение государственной социальной помощи в виде дополнительного лекарственного обеспечения имеют инвалиды в зависимости от группы инвалидности.
Лекарственный препарат «эпоэтин бета – раствор для инъекций» (рекормон) входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 (раздел ХХ «Средства, влияющие на кровотворение, систему свертывания).
Срок обслуживания по рецептам с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию) согласно пункту 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785, на лекарственные средства, включенные в указанный Перечень лекарственных средств, не превышает десять рабочих дней.
При этом пунктом 2.7 вышеуказанного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также в пунктами 1.16 - 1.19 Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», утвержденных 10 июля 2006 г. Минздравсоцразвития Российской Федерации, Росздравнадзором и ФФОМС, предусмотрено, что в случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в ФО, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней. При невозможности ФО поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом ФОР и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18).
Судом установлено, что Министерством здравоохранения Республики Мордовия требования указанных норм права не выполнены, оперативные меры по обеспечению истца необходимыми лекарственными средствами не приняты.
Учитывая, что гарантированное Захарову А.Б. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение инвалидов своевременное не было выполнено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд обоснованно руководствовался требованиями статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из требований разумности и справедливости. Судом первой инстанции учтено, что истец является инвалидом 1 группы, имеющим право на бесплатное медицинское обслуживание, включающее обеспечение лекарственными препаратами, другие конкретные обстоятельства дела.
По этим основаниям отклоняются доводы кассационной жалобы истца о заниженном размере компенсации морального вреда.
Не могут повлечь отмену либо изменение решения суда и доводы кассационной жалобы ответчика о том, что отсутствует причинно-следственная связь между несвоевременной поставкой лекарственных средств и ухудшением состояния здоровья истца.
Лекарственное средство «эпоэтин бета – раствор для инъекций» (рекормон) выписано Захарову А.Б. в связи с хроническим заболеванием почек и сопутствующими вторичными заболеваниями. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном подтверждении ухудшения состояния здоровья истца после января 2010 года.
Судом первой инстанции обязанность компенсации морального вреда Захарову А.Б. правильно возложена на Министерство финансов Республики Мордовия.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 октября 2007 г. № 489 уполномоченным органом по реализации переданных полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части первой статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов определено Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам открытого аукциона № 7-ОА-10/ЛП протокол от 20 января 2010 г. № 2 Министерство здравоохранения Республики Мордовия заключило с ООО «БИОТЭК» государственный контракт № 77 от 1 февраля 2010 г. на поставку средств влияющих на кроветворение, систему свертывания, в том числе лекарственное средство рекормон.
Пунктом 3.1 указанного государственного контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется в объеме и номенклатуре согласно спецификации к настоящему контракту. Начало поставок: первая не менее 15% об общего объема поставки в течение 5 дней с момента заключения государственного контракта, последующие в течение 1-го полугодия 2010 года (л.д. 11-14).
Между тем, как указано выше первая поставка лекарственного средства рекормон по данному контракту была осуществлена только 10 февраля 2010 г. в объеме 1 упаковка (л.д. 15).
При этом согласно сообщению генерального директора ООО «БИОТЭК» Колтачук М.Е. от 25 января 2011 г. одна упаковка рекормона вместо необходимых 40 упаковок была отгружена из-за распределения имеющегося в наличии препарата под ранее выигранные государственные контракты (л.д. 43).
Вместе с тем, пунктом 6.1 указанного государственного контракта предусмотрено, что поставщик ООО «БИОТЭК» несет ответственность за качество и комплектность поставляемого товара, а также за нарушение сроков его поставки или недопоставку.
Однако Министерство здравоохранения Республики Мордовия выполнение ООО «БИОТЭК» условий государственного контракта не проконтролировало, обеспечение своевременной поставки лекарственных средств не обеспечило.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно неисполнение Министерством здравоохранения Республики Мордовия возложенных на него полномочий по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, явилось причиной не обеспечения Захарова А.Б. необходимыми лекарственными препаратами в установленный законодательством срок.
В этой связи, отклоняются доводы кассационной жалобы ответчика о том, что несвоевременная поставка лекарственного средства осуществлена по вине ООО «БИОТЭК».
Поскольку реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, не обеспечило Министерство здравоохранения Республики Мордовия суд первой инстанции правомерно на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет Казны Республики Мордовия в лице Министерству финансов Республики Мордовия.
Доводы кассационной жалобы представителя Министерства финансов Республики Мордовия о том, что со стороны Министерства финансов Республики Мордовия задержек финансового обеспечения государственных контрактов и заявок Министерства здравоохранения Республики Мордовия не было, отклоняются.
Согласно пункту 2.3 вышеуказанного государственного контракта № 77 от 1 февраля 2010 г. оплата товара по настоящему государственному контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара, в течение 28 банковских дней. Следовательно, поставка лекарственных средств по государственным контрактам не зависит от факта оплаты по государственному контракту.
Другие доводы кассационной жалобы представителя Министерства финансов Республики Мордовия Биушкиной Т.М. повторяют фактические и правовые основания возражения ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Оснований для отмены или изменения решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Захарова А.Б. и представителя Министерства финансов Республики Мордовия Биушкиной Т.М. - без изменения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Г.Ф. Володина
Е.Г. Козина