Судья Бажанов А.О. Дело № 33-1274/13
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В. и Скипальской Л.И.
с участием секретаря Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе Кораблевой Г.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения Кораблевой Г.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» Соколовой О.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кораблева Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» о признании подвергнутой дискриминации в сфере труда и отмене приказа, носящего дискриминационный характер.
В обоснование требований указала, что она работает в должности доцента кафедры русского языка и методики преподавания русского языка в ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». После ее обращений в государственные органы за защитой нарушенных трудовых прав и опубликования в средствах массовой информации ее статьи о нарушениях трудовых прав руководством института, она была подвергнута дискриминации в сфере труда. Так, проректором института Каторовой А.М. 24 марта 2011 г. был издан приказ № 232 о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде замечания за нарушение трудовой дисциплины. В последующем приказом № 287 от 8 апреля 2011 г. была создана комиссия для проверки фактов, изложенных истицей в жалобах, и изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности истицы. На основании данного приказа члены комиссии ежедневно посещали занятия, проводимые истицей, оказывая на нее тем самым психологическое давление. По мнению истицы, создание такой комиссии противоречит действующему законодательству, направлено на установление нарушений в осуществлении ей трудовых обязанностей и имеет своей целью увольнение ее с работы. Кроме того, она считает, что данная комиссия является некомпетентной.
По данным основаниям она просила суд признать ее подвергнутой дискриминации в сфере труда, признать незаконным и отменить приказ № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии», взыскать с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда 100 тысяч рублей.
В заявлении от 18 мая 2011 г. Кораблева Г.Н. дополнила и уточнила исковые требования. Она просила суд признать ее подвергнутой дискриминации в сфере труда, признать незаконным и отменить приказы № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии» и № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии», взыскать с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда 100 тысяч рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 мая 2011 г. иск Кораблевой Г.Н. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кораблева Г.Н. с решением суда не согласна, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей. Она ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Считает, что создание комиссии обусловлено ее обращениями за защитой нарушенных трудовых прав и противоречит действующему законодательству. Полагает, что приказ о продлении сроков действия комиссии издан не уполномоченным на то должностным лицом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 8 апреля 2011 г. временно исполняющая обязанности ректора ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» Каторова А.М. издала приказ № 287 «О создании комиссии». Как следует из текста приказа настоящая комиссия создана «в связи с многочисленными жалобами доцента кафедры русского языка и методики преподавания русского языка Кораблевой Г.Н., поступившими в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации, прокуратуры Республики Мордовия, прокуратуры Октябрьского района города Саранска, ректора института, для проверки фактов, изложенных в вышеуказанных жалобах, и изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н.» (л.д. 14).
Приказом ректора ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» № 367 от 3 мая 2011 г. в связи с болезнью Кораблевой Г.Н. срок действия комиссии, созданной по приказу № 287 от 8 апреля 2011 г., продлен по 8 мая 2011 г. (л.д. 15).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые приказы ни какие права Кораблевой Г.Н. не нарушают, изданы компетентными должностными лицами в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, как усматривается из содержания приказа № 287 от 8 апреля 2011 г. комиссия для изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н. создана в связи с многочисленными жалобами Кораблевой Г.Н. в различные государственные органы.
Факты обращения Кораблевой Г.Н. в государственные органы для защиты нарушенных, по ее мнению, трудовых прав подтверждаются материалами дела.
Так, 25 мая 2010 г. Кораблева Г.Н. обратилась в прокуратуру Республики Мордовия с заявлением о нарушении ее трудовых прав руководством ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», выразившихся в не оплате: учебных часов, проведенных за отсутствующих преподавателей, командировочных расходов, участия в проведении единого государственного экзамена в 2009 году, проезда к месту проведения профориентационной работы (л.д. 120-121).
По данному обращению письмом прокурора Октябрьского района г. Саранска № 543 ж-10/2510 от 17 июня 2010 г. Кораблевой Г.Н. сообщено о том, что по ее обращению в части направления преподавателей института на практику за пределы городского округа Саранск без оформления командировочных удостоверений и выплаты командировочных расходов ректору ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, находящееся в стадии рассмотрения. По другим указанным в обращении основаниям оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено (л.д. 118-119).
10 ноября 2010 г. Кораблева Г.Н. обратилась в прокуратуру Республики Мордовия с заявлением о нарушении ее трудовых прав руководством ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», выразившихся в невыплате стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы, не обеспечении ее рабочим местом и не организации условии труда в среде ИНФО-ВУЗ (л.д. 117).
По сообщению заместителя прокурора Октябрьского района г. Саранска № 1158 ж-10/6009 от 17 декабря 2010 г. по обращению истицы в части невыплаты стимулирующей надбавки за стаж непрерывной работы вынесено предписание о внесении изменений в Положение об оплате труда работников ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», предусматривающее стимулирующие выплаты. По другим указанным в обращении основаниям оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено (л.д. 115-116).
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 мая 2010 г. признаны незаконными действия работодателя ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», выразившиеся в несвоевременности передачи Кораблевой Г.Н. трудового договора и в нарушении сроков объявления ей под роспись приказа о назначении на должность доцента кафедры культуры речи и методики преподавания русского языка. В остальной части исковые требования Кораблевой Г.Н. оставлены без удовлетворения (л.д. 124-126).
Письмом заместителя директора Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-ПГ-МОН-2052 от 1 марта 2011 г. ректору ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» поручено рассмотреть обращение Кораблевой Г.Н. об улучшении условий труда и сообщить о результатах рассмотрения заявителю и в Департамент профессионального образования (л.д. 17).
В статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом в соответствии со статьей 4 указанного закона жалоба является одной из форм обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Согласно пункту 4 данной статьи жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Следовательно, преследование работника в связи с его жалобами в государственные органы с критикой деятельности должностных лиц работодателя и в целях защиты своих трудовых прав запрещается.
В свою очередь оспариваемыми истицей приказами комиссия для изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н. создана именно в связи с ее многочисленными жалобами в различные государственные органы, о чем прямо указано в тексте приказа №287 от 8 апреля 2011 г.
Из заключения комиссии, созданной по приказу №287 от 8 апреля 2011г., видно, что кроме проверки фактов, изложенных в жалобах Кораблевой Г.Н. в государственные органы, оно содержит также выводы о низком научно-теоретическом, методическом и профессиональном уровне Кораблевой Г.Н., при этом члены комиссии специально посещали занятия, проводимые истицей Кораблевой Г.Н., анализировали ее деятельность (л.д. 56-64), тогда как необходимости в этом не было.
Вместе с тем заключением комиссии филологического факультета ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» от 8 февраля 2010 г. отмечен высокий уровень научно-педагогической квалификации Кораблевой Г.Н, в связи с чем, она была рекомендована к избранию на должность доцента по кафедре культуры речи и методики преподавания русского языка сроком на 5 лет (л.д. 74-79).
Очевидно, что в данном случае создание комиссии для изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н. в связи с ее жалобами в различные государственные органы фактически является преследованием истицы в связи с ее обращениями в государственные органы, что противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах приказы № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии» и № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии» в части создания комиссии для изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н. являются незаконными и подлежат отмене.
Неправильное толкование судом норм материального права привело к неправильному вынесению решения. В этой связи решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Кораблевой Г.Н. о признании незаконными и подлежащими отмене приказов № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии» и № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии» и взыскания денежной компенсации морального вреда.
Поскольку Кораблева Г.Н. подверглась преследованию со стороны работодателя в связи с жалобами в государственные органы в целях защиты своих трудовых прав, чем были нарушены ее конституционные права, испытывала психологическое давление, то она имеет право на компенсацию морального вреда.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание характер причиненных истице физических и нравственных страданий, а также степень вины ответчика, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия считает, что в пользу Кораблевой Г.Н. с ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем, требования Кораблевой Г.Н. о признании подвергнутой дискриминации в сфере труда судом первой инстанции правильно оставлены без удовлетворения. Доказательств того, что со стороны ответчика она подвергалась дискриминации, то есть ограничению в трудовых правах и свободах в зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам и т.п., Кораблевой Г.Н. суду не представлено.
Руководствуясь абзацем 4 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 мая 2011 г. в части отказа в удовлетворении требований Кораблевой Г.Н. о признании незаконными и подлежащими отмене приказов № 287 от 8 апреля 2011г. «О создании комиссии» и № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии» и взыскании компенсации морального вреда отменить, принять по делу в этой части новое решение: «Исковые требования Кораблевой Г.Н. к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» о признании незаконными и подлежащими отмене приказов № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии» и № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии» и о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Приказы ВрИО ректора ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» № 287 от 8 апреля 2011 г. «О создании комиссии» и ректора ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» № 367 от 3 мая 2011 г. «О продлении сроков действия комиссии» в части создания комиссии для изучения учебно-методической, научной и воспитательной деятельности Кораблевой Г.Н. признать незаконными и отменить.
Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» в пользу Кораблевой Г.Н. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей».
В остальном это же решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Кораблевой Г.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Л.И. Скипальская