Решение районного суда об удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - оставлено без изменения.



Судья Селькина Р.С.                                                                       Дело N 33-1293/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

       судьи- председательствующего                                    Литюшкина В.И.

       судей                                              Адушкиной И.В.

                                                                Скипальской Л.И.

       при секретаре                              Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 11мая 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Сабурова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований истец указала, что 29 декабря 2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, однако решением пенсионного органа от 25 января 2011 г. № 2 ей в этом было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом ответчиком в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не были включены: период ее работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей фельдшерским здравпунктом Сабур-Мачкасского СПТУ-2 Чамзинского района Республики Мордовия, поскольку наименование должности «заведующий структурным подразделением» не дополнено специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку, наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781.

Считала отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным, поскольку специальный стаж ее составляет более 25 лет, просила решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия от 25 января 2011 г. № 2 отменить, включить спорные периоды ее работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначить ей данную пенсию.

26 апреля 2011 г. Сабурова Е.В. обратилась в суд с заявлением, в котором дополнила исковые требования, просила суд возложить обязанность на пенсионный орган включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости за выслугу лет, периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет с 5 апреля 1990 г. по 29 апреля 1992 г. в льготном исчислении и назначить данную пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд - с 29 декабря 2010г. (л.д.24-25).

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 11 мая 2011г. признано незаконным решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 2 от 25 января 2011г. об отказе Сабуровой Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в части исключения из специального стажа работы истицы периодов отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, до 3 лет с 5 апреля 1990 г. по 29 апреля 1992 г., периодов работы в должности заведующей здравпунктом Сабур-Мачкасского СПТУ-2 с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж работы Сабуровой Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды получения пособия по беременности и родам с 5 апреля 1990 г. по 22 июня 1990 г.; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23 июня 1990 г. по 28 октября 1991г.; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 29 октября 1991г. по 29 апреля 1992 г. в льготном исчислении.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж работы Сабуровой Е.В. периоды работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей здравпунктом СПТУ-2 Чамзинского района Республики Мордовия и назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 29 декабря 2010 г.

В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. считает решение незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм пенсионного законодательства.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Материалами дела установлено, что 29 декабря 2010 г. Сабурова Е.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 2 от 25 января 2011г. истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом не были засчитаны периоды ее работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей фельдшерским здравпунктом Сабур-Мачкасского СПТУ-2 Чамзинского района Республики Мордовия, поскольку наименование должности «заведующий структурным подразделением» не дополнено специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку, наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781. Периоды нахождения Сабуровой Е.В. в отпусках по беременности и родам (с 5 апреля 1990г. по 22 июня 1990г.), по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 23 июня 1990г. по 28 октября 1991г.) и до 3-х лет (с 29 октября 1991г. по 29 апреля 1992г.) включены ответчиком в специальный стаж работы истицы в календарном исчислении (л.д.7).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Аналогичная должность содержалась и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1066.

Из копии трудовой книжки на имя Сабуровой Е.В. усматривается, что приказом № 16 от 1 апреля 1988 г. истица с 7 апреля 1988 г. принята на должность заведующей здравпунктом Сабур-Мачкасского СПТУ-2 Чамзинского района Республики Мордовия. В соответствии с приказом № 8 от 22 января 2007 г. истица работала участковой медицинской сестрой Чамзинской поликлиники, с 1 июля 2010 г. по настоящее время медицинской сестрой приемного отделения МУЗ «Комсомольская ЦРБ» (л.д.4).

Удовлетворяя исковые требования Сабуровой Е.В. о признании у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами пенсионного законодательства и пришел к обоснованному выводу о том, что истица, занимая должность заведующей здравпунктом Сабур-Мачкасского СПТУ-2 Чамзинского района Республики Мордовия, фактически исполняла обязанности фельдшера и медицинской сестры в медицинском кабинете, поскольку в спорные периоды истица ежедневно оказывала первичную медицинскую помощь учащимся СПТУ, делала инъекции, направляла больных к врачам-специалистам, травмпункт, проводила работу по обеспечению инфекционной безопасности, по организации и проведению ежегодной диспансеризации учащихся и т.д.

При этом суд исходил из того, что согласно Приложению № 2 к Положению «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19 декабря 1994 г. № 286, должность заведующего здравпунктом относится к должности среднего медицинского персонала, по которому требуется среднее медицинское образование.

Данный вывод суда первой инстанции подтверждается материалами дела, а именно: должностной инструкцией заведующего здавпунктом, согласно которой в должностные обязанности истицы входят оказание первой медицинской помощи больным при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному или направлением его в соответствующее лечебное учреждение, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, выполняет медицинские манипуляции, выдает документы медицинского характера (л.д.50-51), штатным расписанием за спорные периоды МУЗ «Комсомольская ЦРБ», которое предусматривает для СПТУ-2 должность заведующей фельдшерским здравпунктом и заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера (1 единица) соответственно (л.д.38-41), а также показаниями свидетеля по делу Г.Т.Б., пояснившей в судебном заседании, что Сабурова Е.В. кроме организационной деятельности по обеспечению здравпункта необходимым инструментарием и медикаментами полный рабочий день исполняла обязанности среднего медицинского персонала - медицинской сестры.

Периоды нахождения Сабуровой Е.В. в отпусках по беременности и родам (с 05 апреля 1990г. по 22 июня 1990г.), по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 23 июня 1990г. по 28 октября 1991г.) и до 3-х лет (с 29 октября 1991г. по 29 апреля 1992г.) имели место до вступления в силу с 06 октября 1992 г. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Согласно пункту 2 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, поэтому в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельности и иную деятельность по охране здоровья населения суд обоснованно включил в льготном порядке исчисления (1 год за 1 год и 3 месяца) вышеназванные периоды.

Выводы суда мотивированны, соответствуют материалам дела и по доводам кассационной жалобы, которые были предметом разбирательства суда первой инстанции, решение отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 11 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. – без удовлетворения.

Председательствующий                    В.И.Литюшкин

Судьи                                И.В.Адушкина

                                                                                               Л.И.Скипальская