Судья Матяев Д.Н. Дело № 33-1272/62
Докладчик Адушкина И.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Скипальской Л.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе истца Скворцовой С.Ф. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2011г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истца Скворцовой С.Ф., ее представителей Скворцова С.В. и Исламовой Т.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Администрации городского округа Саранск и третьего лица МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Тараскова И.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Скворцова С.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о приведении земельного участка в первоначальное состояние путем устранения препятствий в пользовании земельным участком и компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит часть жилого дома и земельного участка (кадастровый номер <№>), расположенных по адресу: <адрес>. 5 июля 2010 г. в ее адрес поступило уведомление из МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа для муниципальных нужд. В связи с несогласием с изъятием принадлежащего ей на праве собственности имущества она неоднократно обращалась с заявлениями и жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, в том числе и в прокуратуру Октябрьского района г. Саранска. После проведенной прокуратурой проверки ею было получено письмо от 29 декабря 2010 г., из которого следовало, что изъятие земельного участка без надлежащего уведомления и ее согласия не соответствует закону и нарушает ее права как собственника. В адрес Администрации городского округа Саранск по данному факту прокуратурой было внесено представление о нарушении требований действующего законодательства.
Истец просила суд возложить обязанность на Администрацию городского округа Саранск привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <№>, в первоначальное состояние путём демонтажа автодороги, устранив тем самым препятствия в пользовании ею спорным земельным участком.
Кроме того, неправомерными действиями администрации городского округа Саранск ей причинен моральный вред, выразившийся в том, что уже два сезона она не может воспользоваться своим земельным участком, в связи с чем просила взыскать также с ответчика в счет компенсации морального вреда 800 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска от 25 мая 2011 г. исковые требования Скворцовой С.Ф. к Администрации городского округа Саранск оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Скворцова С.Ф. с решением суда не согласна, просила его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса РФ, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса РФ) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом первой инстанции установлено, что Скворцовой С.Ф. на праве собственности принадлежит часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и 57/100 долей земельного участка, кадастровый номер которого <№>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, кадастровым паспортом (л.д.6, 29, 30, 32).
Судом установлено, что часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, и 43/100 долей земельного участка по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности Д.Г.Ф.
Постановлением главы Администрации городского округа Саранск №1406 от 4 июня 2010 г. утверждены схемы расположения земельных участков для размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул.Красной на участке от кольцевого пересечения до ул.Рабочей (1-я очередь от кольцевого пересечения до автодороги 2-й микрорайон)». МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» уполномочена на проведение государственного кадастрового учета выше указанных земельных участков.
Из копий уведомлений от 22 июля 2010 г. №12-05/6562, от 9 сентября 2010 г. №6260 следует, что по заявлению Администрации городского округа Саранск проведена 22 июля 2010 г. государственная регистрация ограничения на основании постановления главы администрации городского округа Саранск от 11 июля 2010 г. №1503 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд городского округа Саранска в целях реконструкции автомобильной дороги по ул.Красной на участке от кольцевого пересечения до ул.Рабочей» в отношении объекта недвижимости: часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, условный номер <№> (л.д.36, 44).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 5 мая 2011 г. <№>, <№>, <№> Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на основании постановления главы Администрации городского округа Саранск от 11 июня 2010 г. № 1503 зарегистрировано ограничение (обременение) права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> пользу городского округа Саранск.
Из копии разрешения на строительство от 5 октября 2010 г. следует, что главой Администрации городского округа Саранск разрешено МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» провести реконструкцию автомобильной дороги по ул. Волгоградской на участке от ул. Севастопольской до ул. Красной. Действие настоящего разрешения продлено до 5 августа 2011 г.
28 июля 2010 г. МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предлагало Скворцовой С.Ф. и Д.Г.Ф. приобрести у них жилой дом и земельный участок в связи с проведением реконструкции автодороги и изъятием имущества путем выкупа, что подтверждается копией сообщения от 28 июля 2010 г. (л.д.41, 42-43).
Из копии сообщения прокуратуры Октябрьского района г.Саранска от 29 декабря 2010 г. №1214ж-10/6179 следует, что со Скворцовой С.Ф., как с собственником земельного участка, соглашение о выкупе (изъятии) последнего не заключалось, а следовательно, имеются существенные нарушения в области земельного законодательства со стороны Администрации городского округа Саранск.
В данном случае 27 сентября 2010 г. между МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Д.Г.Ф. был заключен договор, по которому в связи с прекращением права собственности на 43/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <№>, и права собственности на часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» выплатило Д.Г.Ф. выкупную цену.
Судом установлено, что между сособственниками спорного земельного участка был определен порядок пользования земельным участком, который сложился на протяжении длительного времени. При этом стороной истицы в суд была представлена собственноручно изготовленная схема размещения границ пользования земельным участком (л.д.32).
Определение порядка пользования имуществом в данном случае не противоречит требованиям статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обоснованным является вывод суда о том, что истицей Скворцовой С.Ф. заявлен иск об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения. Данный иск направлен на защиту правомочий пользования и распоряжения имуществом. Для заявления негаторного иска, чинимые ответчиками препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер. Для удовлетворения данного иска необходимо наличие препятствий в осуществлении права собственности; а также обстоятельства, свидетельствующие о том, что именно ответчиком – в данном случае Администрацией городского округа Саранск, чинятся препятствия к использованию собственником принадлежащего ему имущества, не связанные с лишением владения.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что заказчиком по реконструкции автодороги по ул.Красная на участке от кольцевого пересечения до ул.Рабочая является МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (л.д.78).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам кассационной жалобы, которые повторяют основания предъявленного иска и получили надлежащую оценку в решении суда, отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скворцовой С.Ф. – без удовлетворения
<<>>
Судья- председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи И.В.Адушкина
Л.И.Скипальская