Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, оставлено без изменения.



Судья Бакланова Т.Н.                                Дело №33-1320/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи – председательствующего            Демидчик Н.В.

судей                                Козиной Е.Г.

                                    Скипальской Л.И.

при секретаре                        Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» Лямановой Е.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Алферин Г.И. обратился в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что решением ГУ– «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» №18 от 17 января 2011 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитан период работы с 17 октября 1975 г. по 31 июля 1976 г. в совхозе «Красное сельцо» Рузаевского района в должности электрика аккумуляторов, поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Уточняющая справка, подтверждающая льготный характер работы, заявителем не представлена. Из лицевых счетов, хранящихся в архиве, усматривается, что не имелось начислений заработной платы Алферину Г.И. в декабре 1975 г., с августа по октябрь 1976 г.

Просил суд признать незаконным указанное решение пенсионного органа, обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж спорный период работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 13 января 2011 г.

В судебном заседании истец Алферин Г.И. исковые требования уточнил, просил суд назначить досрочную трудовую пенсию с 12 февраля 2011 г.

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2011 г. исковые требования Алферина Г.И. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» №18 от 17 января 2011 г. в части отказа во включении в специальный стаж Алферина Г.И. периодов работы с 17 октября 1975 г. по 30 ноября 1975 г., с 1 января 1976 г. по 31 июля 1976 г. и отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

На ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» возложена обязанность зачесть Алферину Г.И. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 17 октября 1975 г. по 30 ноября 1975 г., с 1 января 1976 г. по 31 июля 1976 г. и назначить досрочную трудовую пенсию с 12 февраля 2011 г.

В кассационной жалобе начальник ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» Ляманова Е.В. просит решение суда отменить, по существу ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов в льготный стаж, поскольку факт работы в должности аккумуляторщика документально не подтвержден. Суд неправомерно принял в качестве допустимого доказательства для подтверждения факта работы истца в должности аккумуляторщика показания свидетелей.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Из материалов дела следует, что решением ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» №18 от 17 января 2011 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.

При этом в специальный стаж не засчитан период его работы с 17 октября 1975 г. по 31 июля 1976 г. в совхозе «Красное сельцо» Рузаевского района в должности электрика аккумуляторов, поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Уточняющая справка, подтверждающая льготный характер работы, заявителем не представлена. Из лицевых счетов, хранящихся в архиве, усматривается, что не имелось начислений заработной платы Алферину Г.И. в декабре 1975 г., с августа по октябрь 1976 г.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права и исходил из того, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» был утвержден Список № 2, в разделе которого «Общие профессии» предусматривались профессии «аккумуляторщиков (зарядчиков) и аккумуляторщиков - слесарей, занятых на зарядке аккумуляторов».

Следовательно, по спорному периоду с 17 октября 1975 г. по 31 июля 1976г., необходимо учитывать положения Постановления Совмина СССР от 22 августа 1956 г. №1173.

Согласно пункту 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Удовлетворяя исковые требования Алферина Г.И., суд признал установленным и исходил из того, что истец приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку в оспариваемый период работал «аккумуляторщиком (зарядчиков)».

Данный вывод суда является правильным и подтверждается материалами дела.

Из трудовой книжки истца, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следует, что Алферин Г.И. 17 октября 1975 г. принят на работу в совхоз «Красное сельцо» Рузаевского района в качестве электрика аккумуляторов.

При таких обстоятельствах суд, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, вынесено законное и обоснованное решение, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Ответчик, возражая против иска, не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.

Его доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    определила:

    решение Чамзинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном Республики Мордовия» Лямановой Е.В. – без удовлетворения.

    Председательствующий                Н.В.Демидчик

    Судьи                    Е.Г.Козина

                        Л.И.Скипальская

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...