решение об удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения оставлено без изменения



Судья Ганченкова В.А.                                                            Дело № 33-1337/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                 Литюшкина В.И.

        судей                                    Адушкиной И.В.

                                                                                                   Елховиковой М.С.

        при секретаре                                                                      Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истца Панькина И.В. и его представителя Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Панькин И.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж были включены курсы повышения квалификации в календарном исчислении, а также не был включен в специальный стаж период прохождения службы в Советской Армии.

Считал отказ неправомерным, просил включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 4 июня 2001 г. по 2 июля 2001 г., с 13 января 2002 г. по 30 апреля 2002 г., с 11 января 2006 г. по 7 февраля 2002 г., с 5 октября 2010 г. по 16 ноября 2010 г. в льготном исчислении 1 год работы за один год и 6 месяцев, а также включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 г. по 30 мая 1989 г. в календарном исчислении, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 22 апреля 2011 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2011 г. исковые требования Панькина И.В. удовлетворены.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела установлено, что Панькин И.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 4 марта 2011 года.

Из решения <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия усматривается, что истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года.

В специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации из расчета один год за один год и шесть месяцев с 4 июня 2011 года по 2 июля 2011 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года, а также период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года в календарном исчислении, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 также не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву. Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года № 1397 был предусмотрен зачет в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР, однако с 1 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 (л.д.5-6).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2004 года № 2-П, при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового урегулирования, то есть при исчислении в данном случае льготного медицинского стажа могут применяться правила и нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иных нормативных актов, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01 января 2002 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Согласно пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца), независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, действовало до 31 октября 1999 года.

Пунктом 2 данного Постановления было также предусмотрено, что врачам- хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также в статье 112 КЗоТ РСФСР, действовавших в период нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Таким образом, суд первой инстанции правильно включил в специальный стаж истца период нахождения его на курсах повышения квалификации с 4 июня 2001 г. по 2 июля 2001 г., с 13 января 2002 г. по 30 апреля 2002 г., с 11 января 2006 г. по 7 февраля 2002 г., 5 октября 2010 г. по 16 ноября 2010 г. в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев.

Также является обоснованным вывод суда в части включения в специальный стаж Панькина И.В. для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения деятельностью период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 г. по 30 мая 1989 г. в календарном исчислении.

При этом суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

        В спорный период времени прохождения Панькины И.В. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1987 г. по 30 мая 1989 г., действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Панькина И.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Панькина И.В. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

       Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7.

Довод кассационной жалобы о том, что истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть на 1 октября 1993 г., является необоснованным, поскольку законодатель не связывает два этих события.

           При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                     определила:

    решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

    Председательствующий                            В.И.Литюшкин

    Судьи                                   И.В.Адушкина

                                    М.С.Елховикова