решение об удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда оставлено без изменения



Судья Ганченкова В.А.                         Дело № 33-1347/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                    Литюшкина В.И.

судей                                    Адушкиной И.В.

                                    Елховиковой М.С.

при секретаре                            Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., пояснения истца Купцова В.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Купцов В.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.

В обоснование требований указал, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему такой пенсии. Решением начальника ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от <дата> ему отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 12 лет 6 месяцев, а имеется 7 лет 6 месяцев 3 дня. При этом из специального стажа были исключены периоды его работы с 20 января 1977 года по 10 октября 1982 года в качестве слесаря-ремонтника цеха № 16 (ремонтно-механический цех относился к вспомогательному цеху по обслуживанию горячих участков литейных цехов), поскольку документально не подтверждена его занятость в литейных цехах, организация ликвидирована, приказы о закреплении слесаря-ремонтника за литейным цехом в архиве не имеются; с 20 апреля 1990 года по 27 декабря 1996 года в качестве рабочего в Малом предприятии «Эра», поскольку в трудовой книжке отсутствует печать организации на записи об увольнении. Дополнительные документы, подтверждающие факт работы, заявителем не представлены. Считал данное решение незаконным.

Просил суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от <дата>, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж для назначения трудовой пенсии и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с вредными условиями труда.

В заявлении от 24 мая 2011 года Купцов В.А. уточнил исковые требования, просил назначить ему досрочную трудовую пенсию с 4 января 2011 года (л.д. 107).

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2011 года производство по делу в части включения в страховой стаж периодов работы с 20 апреля 1990 года по 27 декабря 1996 года в качестве рабочего в Малом предприятии «Эра» прекращено в виду отказа Купцова В.А. от данной части исковых требований (л.д. 109).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2011 года исковые требования Купцова Владимира Алексеевича удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№>.

На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть период работы Купцова В.А. с 20 января 1977 года по 10 октября 1982 года в качестве слесаря-ремонтника в цехе № 16 на Саранском литейном заводе «Центролит» и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 4 января 2011 года.

С Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Купцова В.А. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей и государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства, просит его отменить.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решение суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 21 декабря 2010 года Купцов В.Е. обратился в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда (л.д.61).

Решением начальника ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от <дата> года Купцову В.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за отсутствия специального стажа работы – 12 лет 6 месяцев. Оспариваемые истцом периоды данным решением в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не включены, специальный стаж Купцова В.А. составляет 7 лет 6 месяцев 3 дня.

Согласно указанного решения, ответчиком не включен в специальный стаж работы Купцова В.А. период его работы в должности слесаря-ремонтника цеха № 16 на Саранском литейном заводе «Центролит» с 20 января 1977 года по 10 октября 1982 года (л.д. 87-88).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 был утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. Разделом XIV «Металлообработка», подразделом 1 «Литейное производство», позицией 2150100а-18559 предусмотрены «слесари-ремонтники».

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени».

При этом в пункте IX Комментария к спискам № 1 и 2 сказано: «Работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций», то есть правом на пенсию на льготных условиях пользуются слесари-ремонтники, занятые ремонтом и обслуживанием оборудования непосредственно в литейном производстве.

Трудовой книжкой Купцова В.А. подтверждается, что он в период с 20 января 1977 года по 10 октября 1982 года работал в ремонтно-механическом цехе Саранского литейного завода «Центролит» по профессии «слесарь-ремонтник» 4 и 5 разрядов (л.д. 67).

Согласно требованиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 и ЕТКС выпуску 2 имеется наименование профессии «слесарь-ремонтник» (код 1855992-8 02 7233).

Согласно разделу Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих Выпуск 2. Часть 2. Раздел: «Слесарные и слесарно-сборочные работы» установлены тарифно-квалификационные требования к слесарю-ремонтнику 4 разряда, согласно которым слесарь-ремонтник 4 разряда осуществляют следующую работу: разборка, ремонт, сборка и испытание сложных узлов и механизмов, ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование, наладка сложного оборудования, агрегатов и машин и сдача после ремонта, слесарная обработка деталей и узлов по 7-10 квалитетам, изготовление сложных приспособлений для ремонта и монтажа, составление дефектных ведомостей на ремонт, выполнение такелажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений.

Разрешая спор, суд указал, что в пункте 3 Разъяснения «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10», утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам от 28 февраля 1991 года №52 право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками №1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций не лишает работника права на льготное пенсионное обеспечение.

В материалах дела имеется справка-обоснование, выданная Саранским литейным заводом «Центролит» «О принадлежности вспомогательных цехов по обслуживанию горячих участков литейных цехов». В соответствии с указанной справкой следует, что ремонтно-механический цех № 16, цех поточно-транспортных систем № 21 являлись вспомогательными цехами, обслуживающими горячие участки литейных цехов №01, 02, 03, 04, 05 и 23. Здесь же указано, что слесари-ремонтники цехов № 16 и № 21 непосредственно заняты ремонтом и обслуживанием технологического оборудования литейных цехов полный рабочий день (л.д.21), в связи с чем подтверждается право Купцова В.А. на назначение пенсии по Списку № 2. Данное обстоятельство также было подтверждено Приказом по Саранскому литейному заводу «Центролит» от 12 февраля 1991 года № 34 «О реализации распоряжения СМ СССР от 13 сентября 1990 года № 1535р», в соответствии с которым все работники ремонтно-механического цеха № 16 по ремонту поточно-транспортных систем № 21, учитывая их постоянную занятость в литейных цехах, капитальным и средним ремонтам литейного оборудования, были приравнены к работникам литейных цехов (л.д. 18-20).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах суд правильно включил в специальный трудовой стаж истца спорный период работы и обязал ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по достижении им 55 лет – с 4 января 2011 года.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Довод кассационной жалобы о том, что документально не подтверждена занятость истца не менее 80% рабочего времени, отсутствие льготной уточняющей характер работы справки в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие в полном объеме документов, касающиеся деятельности истца, суд кассационной инстанции оценивает как обстоятельство не зависящее от него, которое не лишает его права на назначение льготной пенсии по решению суда. Кроме того, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Доводы кассационной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

Председательствующий                         В.И. Литюшкин

           Судьи                             И.В.Адушкина

                            М.С.Елховикова