Судья Козлов А.М. Дело №33-1303/27
Докладчик Адушкина И.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Елховиковой М.С.
при секретаре Кулаевой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия Горячева Ю.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 31 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кулакова Е.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что решением ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не засчитан период работы с 15 августа 1985 г. по 8 апреля 1987 г. в Морд-Пишленской восьмилетней школе в должности учителя английского языка.
Просила суд признать незаконным указанное решение пенсионного органа, засчитать в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью указанный период, назначить досрочную трудовую пенсию с 19 января 2011 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 31 мая 2011 г. исковые требования Кулаковой Е.Г. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> в части не включения в стаж, дающий право Кулаковой Е.Г. на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в должности учителя английского языка в Морд-Пишленской восьмилетней школе периодов: нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1985 г. по 13 ноября 1985 г.; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19 ноября 1985 г. по 24 марта 1987 г.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать Кулаковой Е.Г. в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в должности учителя английского языка в Морд-Пишленской восьмилетней школе периоды: нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1985 г. по 13 ноября 1985 г.; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19 ноября 1985 г. по 24 марта 1987 г. и назначить Кулаковой Е.Г. досрочную трудовую пенсию с 19 января 2011 г.
В остальной части исковых требований отказано.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Кулаковой Е.Г. взысканы <данные изъяты> рублей в счет возврата государственной пошлины.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия Горячев Ю.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для досрочного назначения истице трудовой пенсии по старости, поскольку до предоставления отпуска по уходу за ребенком у истицы отсутствует факт работы в должности учителя.
В возражениях на кассационную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимого специального стажа. Требуется 25 лет, пенсионным органом засчитано 23 года 5 месяцев 8 дней.
При этом в специальный стаж не засчитан период работы с 15 августа 1985г. по 8 апреля 1987 г. в должности учителя английского языка в Морд-Пишленской восьмилетней школе.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорного периода.
Данный вывод суда соответствует нормам материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Удовлетворяя требования Кулаковой Е.Г., суд первой инстанции правильно исходил из того, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место до 6 октября 1992 г. – времени вступления в законную силу Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. №3543-1, с принятием которого указанные периоды перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица была принята на работу учителем английского языка в Морд-Пишленскую восьмилетнюю школу с 15 августа 1985 г., и, следовательно, был первым рабочим днем по педагогической специальности, которому предшествовала учеба в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева.
Согласно свидетельства о рождении, 24 сентября 1985 г. у истца родился сын Александр.
Из карточки-справки за 1985 г. следует, что за период с 15 августа по 13 ноября 1985 г. ей была выплачена денежная сумма по больничным листа.
Начислений за период с 14 ноября 1985 г. по февраль 1986 г. включительно истице не производилось, что следует из архивной справки и карточки-справки.
На основании приказа №37 от 28 февраля 1986 г. Кулаковой Е.Г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 19 ноября 1985 г. по 24 сентября 1986 г., а также отпуск без содержания по уходу за ребенком с 25 сентября 1986 г. по 24 марта 1987 г.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истицы, а доводы кассационной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, поэтому не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 31 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия Горячева Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи И.В.Адушкина
М.С.Елховикова