Судья Ерина Н.П. Дело № 33-1419/27
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Александрова С.В.
судей Козиной Е.Г.
Фошиной С.С.
при секретаре Кулаевой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кечайкина Т.В.< ><обратилась ><в ><суд ><с ><иском ><к ><ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа, понуждении засчитать в специальный трудовой стаж период работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением начальника <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №80974/453-174 от 11 февраля 2011 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия специального <30-летнего ><стажа.> <В ><специальный ><стаж> не засчитан в календарном и льготном исчислении период работы с 7 августа 1980 г. по 25 августа 1981 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 21 августа 1980 г.) в должности заведующей Александровским фельдшерским пунктом, со ссылкой на то, что заработная плата начислялась как заведующей фельдшерским пунктом. Кроме того, в специальный стаж истицы не засчитаны периоды: с 28 февраля 1986 г. по 1 марта 1986 г., с 23 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 ноября 1987 г., с 2 ноября 1987 г. по 9 ноября 1987 г., с 16 сентября 1988 г. по 17 сентября 1988 г., с 6 марта 1989 г. по 7 марта 1989 г., с 12 сентября 1989 г. по 15 сентября 1989 г., с 18 июня 1990 г. по 20 июня 1990 г., с 3 мая 1991 г., с 29 марта 1993 г. по 31 марта 1993 г. - отпуск без сохранения заработной платы; с 11 сентября 1990 г. по 30 сентября 1990 г., с 20 июня 1991 г. по 30 июня 1990 г. - отсутствие рабочих дней.
<Просила суд <признать >незаконным и отменить указанное ><><решение ><><><><><пенсионного ><органа;> обязать ответчика засчитать спорные периоды.
19 мая 2011 г. Кечайкина Т.В. исковые требования уточнила, просила суд признать недействительным отказ пенсионного органа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, обязать ответчика включить в специальный стаж работы период с 7 августа 1980 г. по 25 августа 1981 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 21 августа 1980 г.) в должности заведующей Александровским фельдшерским пунктом и назначить досрочную трудовую пенсию с 17 декабря 2010 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2011 г. исковые требования Кечайкиной Т.В. <><><><><><удовлетворены.>
<<Признано ><недействительным решение>> <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №80974/453-174 от 11 февраля 2011 г. об отказе Кечайкиной Т.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность зачесть Кечайкиной Т.В. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 7 августа 1980 г. по 25 августа 1981 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 21 августа 1980 г.) в должности заведующей Александровским фельдшерским пунктом и назначить досрочную трудовую пенсию с 17 декабря 2010 г.
С <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Кечайкиной Т.В. взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты>.
В кассационной жалобе начальник <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, по существу ссылаясь на то, что у суда не было законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.
Из материалов дела следует, что решением начальника <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №80974/453-174 от 11 февраля 2011 г. Кечайкиной Т.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия специального <30-летнего ><стажа.> <В ><специальный ><стаж> не засчитан в календарном и льготном исчислении период работы с 7 августа 1980 г. по 25 августа 1981 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 21 августа 1980 г.) в должности заведующей Александровским фельдшерским пунктом, со ссылкой на то, что заработная плата начислялась как заведующей фельдшерским пунктом. Кроме того, в специальный стаж истицы не засчитаны периоды: с 28 февраля 1986 г. по 1 марта 1986 г., с 23 октября 1987 г. по 31 октября 1987 г., с 1 ноября 1987 г., с 2 ноября 1987 г. по 9 ноября 1987 г., с 16 сентября 1988 г. по 17 сентября 1988 г., с 6 марта 1989 г. по 7 марта 1989 г., с 12 сентября 1989 г. по 15 сентября 1989 г., с 18 июня 1990 г. по 20 июня 1990 г., с 3 мая 1991 г., с 29 марта 1993 г. по 31 марта 1993 г. - отпуск без сохранения заработной платы; с 11 сентября 1990 г. по 30 сентября 1990 г., с 20 июня 1991 г. по 30 июня 1990 г. - отсутствие рабочих дней.
По решению ответчика специальный стаж истицы на дату обращения составил 28 лет 11 месяцев 17 дней.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов работы.
<Согласно ><подпункту 20 ><пункта 1 ><статьи ><27 Федерального закона ><от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ <><><><><><><«О ><трудовых ><пенсиях ><в ><Российской Федерации»>> <><трудовая ><пенсия ><по ><старости ><назначается ><ранее ><достижения ><возраста, ><установленного ><статьей 7 ><вышеуказанного ><закона, ><лицам, ><осуществляющим ><лечебную ><и ><иную ><деятельность ><по ><охране ><здоровья ><населения ><в ><учреждениях ><здравоохранения ><не ><менее ><25 ><лет ><в ><сельской ><местности ><и ><поселках ><городского ><типа ><и ><не ><менее ><30 ><лет ><в ><городах, ><сельской ><местности ><и ><поселках ><городского ><типа ><либо ><только ><в ><городах, ><независимо ><от ><их ><возраста.>
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, предусмотрено наименование учреждения «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (амбулатории, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты)» и наименование должности «врачи, фельдшеры, акушерки». Указанное постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшим до 29 октября 2002 г., установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
<В ><соответствии ><со ><статьями ><12-14 ><«Основ ><законодательства ><Российской Федерации ><об ><охране ><здоровья ><граждан» ><медицинские ><учреждения ><по ><своим ><организационно ><- ><правовым ><формам ><могут ><быть ><государственными, ><муниципальными, ><негосударственными ><(частными). ><Действия ><законодательства ><Российской ><Федерации ><в ><области ><здравоохранения ><распространяется ><на ><все ><медицинские ><учреждения, ><на ><территории ><Российской ><федерации ><независимо ><от ><их ><организационно-><><правовой ><формы.>
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. №395 предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, учащимся и служащим.
Согласно письму Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 г. №№ 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. №377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. №395.
Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учётом периодов работы до 1 ноября 1999 г., а также при оценке права на выплату таких пенсий, но не ранее даты их вступления в законную силу.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены должности «заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра».
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорный период в должности заведующей Александровским фельдшерским пунктом по своим функциональным обязанностям занималась лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения.
Судебная коллегия соглашается с указным выводом, основанным на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными письменными доказательствами: записями в трудовой книжке, справкой, уточняющими характер работы, лицевыми счетами, актом документальной проверки ответчика.
Курсы повышения квалификации судом обоснованно включены в медицинский стаж на основании статьи 112 Кодекса законов о труде РСФСР, статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку за работником в указанные период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника <ГУ –> «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Александров
Судьи Е.Г.Козина
С.С.Фошина