определение об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отменено



Судья Синицин В.В.                            Дело № 33-1401/57

Докладчик Александров С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего            Александрова С.В.

судей                                Козиной Е.Г.

Фошиной С.С.

при секретаре                        Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 июля 2011 г. в г. Саранске дело по частным жалобам должника Ястребцева В.А., судебного пристава-исполнителя ОСП по Ковылкинскому району УФССП по Республике Мордовия Бардиной Н.Н. на определение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 16 июня 2011 г.

Заслушав доклад судьи-председательствующего Александрова С.В.; объяснение Ястребцева В.А., поддержавшего доводы частной жалобы; судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ковылкинскому району УФССП по Республике Мордовия обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.

В обоснование требований судебный пристав-исполнитель Бардина Н.Н. указала, что на основании исполнительного листа <дата> было возбуждено исполнительное производство <№> о возложении обязанности на должника Ястребцева В.А. снести (демонтировать) самовольную постройку (помещение автосервиса-шиномонтажа), расположенную по адресу: <адрес>

В ходе исполнительных действий было установлено, что строение по адресу: <адрес> на земельном участке по указанному адресу вообще не имеется; строение за лит. Б и Б1 имеют единую кровлю, полпостройки за лит. Б является несущей к конструктивным элементам к постройке за лит. Б1. При этом признаков деятельности по оказанию услуг «автосервиса-шиномонтажа» не усматривается.

Таким образом, должником Ястребцевым В.А. утрачена возможность сноса (демонтажа) самовольной постройки (помещение автосервиса-шиномонтажа), расположенной по адресу: <адрес> поскольку данное строение в настоящее время уже не является самовольной постройкой, а зарегистрировано в установленном законом порядке за Ястребцевым В.А.

Определением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 16 июня 2011 г. в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ковылкинскому району УФССП по Республике Мордовия Бардиной Н.Н. о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа отказано.

В частной жалобе Ястребцев В.А. с определением судьи о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа не согласен, просил его отменить, ссылаясь на его незаконность.

В частной жалобе Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ковылкинскому району УФССП по Республике Мордовия Бардина Н.Н. считала определение судьи незаконным и необоснованным, просила его отменить, разрешить вопрос о прекращении исполнительного производства по существу, приняв новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.

Обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 2 части 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ковылкинского районного суда от 24 февраля 2010 г. на Ястребцева В.А. возложена обязанность снести (демонтировать) самовольную постройку (помещение автосервиса-шиномонтажа), расположенную по адресу: г. Ковылкино, ул. Комсомольская, д. 1, за свой счет в срок один месяц со дня вступления решения в законную силу.

На основании исполнительного листа <дата> было возбуждено исполнительное производство <№>

Согласно ксерокопии свидетельства о государственной регистрации права, выданной Управлением Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 10 февраля 2011 г. за Ястребцевым на праве собственности зарегистрирована хозяйственная постройка (летняя кухня) общей площадью 91,6 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 6 апреля 2011 г. видно, что за Ястребцевым В.А. также зарегистрированы жилой дом и земельный участок, расположенные по тому же адресу (т. 3 л.д. 39).

Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ястребцев В.А., осознавая, что решение суда им не исполнено, исполнительное производство не окончено, зарегистрировал подлежащее сносу строение как хозяйственную постройку (летнюю кухню), что свидетельствует об уклонении должника от исполнения требований исполнительного документа и расценивается судом как злоупотребление правом.

С данным выводом согласиться нельзя.

Как следует из решения Ковылкинского районного суда от 24 февраля 2010 г., основанием для удовлетворения иска Администрации городского поселения Ковылкино к Ястребцеву В.А. о сносе помещения автосервиса-шиномонтажа, расположенного по адресу: <адрес> являлось наличие признаков самовольной постройки.

Между тем суд не учел того, что согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, законодательством установлена презумпция достоверности данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация права является необходимым и достаточным доказательством его существования.

Поскольку хозяйственная постройка (летняя кухня), расположенная по <адрес> с момента государственной регистрации приобрела своего собственника в лице Ястребцева В.А., то оснований считать ее незаконно возведенной не имеется. Кроме того, данное зарегистрированное право не оспорено в судебном порядке и запись о нем не признана недействительной.

В связи с тем, что хозяйственная постройка (летняя кухня) по существу возведена на месте подлежащего сносу по решению суда помещения автосервиса-шиномонтажа, утрачивается возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить снос вышеуказанного помещения.

При таких обстоятельствах определение суда не может быть признано законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 3 статьи 374 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

определение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 16 июня 2011 г. отменить.

Удовлетворить заявление судебного пристава-исполнителя отдела службы судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Бардиной Н.Н. о прекращении исполнительного производства <№>, возбужденного 28 апреля 2010 г. на основании исполнительного листа <дата> выданного Ковылкинским районным судом Республики Мордовия об обязании Ястребцева В.А. снести (демонтировать) самовольную постройку (помещение автосервиса-шиномонтажа), расположенную по адресу: <адрес> за свой счет в срок один месяц со дня вступления решения в законную силу.

Судья-председательствующий

Судьи