решение об удовлетворении иска о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью оставлено без изменения.



Судья Селькина Р.С.                            Дело № 33-1301/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                             Межевовой Н.И.

судей                                         Демидчик Н.В.

                                        Козиной Е.Г.

при секретаре                                 Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 июля 2011 года в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 25 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия

установила:

Кудашкин М.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что решением начальника <№> от <дата> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа работы. В специальный стаж не включены периоды работы с 1 сентября 1993 г. по 31 августа 2000 г. в должности инструктора по вождению МОУ «Козловская СОШ»; с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2004 г. в должности учителя труда МОУ «Козловская СОШ», так как не выполнялась норма педагогической нагрузки.

Считал отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным решение начальника № 13 от 27 сентября 2010 г., обязать пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж, назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с 7 сентября 2010 г., взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 25 апреля 2011 г. исковые требования Кудашкина М.Н. удовлетворены.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. считает решение суда незаконным и необоснованным, выне

сенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что истец не приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия правовых оснований, поскольку установить тождество между работой «мастер производственного обучения» и должностью инструктора по вождению невозможно.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Как следует из материалов дела, 7 сентября 2010 года Кудашкин М.Н. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Республики Мордовия <№> от <дата> истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 из-за отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца на дату обращения составил 14 лет 11 месяцев 8 дней.

В специальный стаж истца не засчитаны периоды работы: с 1 сентября 1993 г. по 31 августа 2000 г., так как согласно книги приказов на Кудашкина М.Н. имеется приказ о принятии на работу инструктором по вождению, указанная должность не поименована Списком профессий, утвержденным постановлением Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, Списком профессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 и Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781; с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2004 г., поскольку не выполняется норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть

государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных организаций и.т.д.)

В связи с этим суд пришел к правильному выводу, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Приказом Министерства Просвещения СССР № 75 от 27 июня 1974 г. «О переименовании должностей инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в должности мастеров производственного обучения вождению и установлении для них новых должностных окладов», должности инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в общеобразовательных школах переименованы в должности мастеров производственного обучения вождению.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, право на данную пенсию имеет мастер производственного обучения.

С учетом этого суд обоснованно посчитал, что истец в оспариваемые периоды работал мастером производственного обучения в Козловской средней общеобразовательной школе (ныне МОУ «Козловская СОШ»).

Установив, что истец работал мастером производственного обучения в Козловской средней общеобразовательной школе (ныне МОУ «Козловская СОШ»), суд правомерно обязал Пенсионный орган включить спорные периоды его работы в этой должности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пункт 4 Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. определяет, что периоды, выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно пункта 6 указанных Правил работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Материалами дела установлено, что истец в период с 01 сентября 2000 г. по 31 августа 2004 г. одновременно с учебной деятельностью по должности инструктора по вождению осуществлял педагогическую деятельность в должности учителя трудового обучения, черчения, изобразительного искусства (рисования) с учебной нагрузкой в количестве 6-8 часов в неделю, что подтверждается архивной справкой, тарификационными списками, показаниями свидетелей.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы Кудашкина М.Н. с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2004 г. также подлежит включению в специальный стаж независимо от выполняемой им педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.

Таким образом, так как на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 7 сентября 2010 года, Кудашкин М.Н. с учетом включенных судом оспариваемых периодов работы и зачтенных периодов пенсионным органом имел специальный стаж 25 лет 11 месяцев 08 дней, в связи с чем у него возникло право на назначение досрочно трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с 7 сентября 2010 года.

Довод кассационной жалобы о том, что невозможно установить тождество между работой «мастер производственного обучения» и должностью «инструктора по вождению» является несостоятельной, поскольку судом установлено, что на основании приказа Министерства Просвещения СССР № 75 от 27 июня 1974 г. «О переименовании должностей инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в должности мастеров производственного обучения вождению и установлении для них новых должностных окладов» должность инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в общеобразовательных школах переименована в должность мастер производственного обучения вождению.

Другие доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены правильного по существу решения, поскольку были уже предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и, по сути, повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 25 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управлевние Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. – без удовлетворения.

Председательствующий                            Н.И.Межевова

Судьи                                        Н.В.Демидчик

                                        Е.Г.Козина