Решение районного суда об удовлетворении иска о признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа зачесть в специальный стаж периоды работы, нахождения в дородовом и послеродовом отпуске, отпуске по уходу за ребенком оставлено без изменения.



Судья Сабирова Л.Н.                                                         Дело № 33-1447/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                         Александрова С.В.

судей                                                  Адушкиной И.В.

                                                                                                       Володиной Г.Ф.

при секретаре                                                                       Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 августа 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Шукшина Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения комиссии № 5 от 27 апреля 2011 г. в части отказа зачесть в специальный стаж периоды работы с 1 марта 1988 г. по 31 мая 1991 г. в должности медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба»; с 1 июня 1991 г. по 31 марта 1992 г. в должности патронажной медицинской сестры М.Пошатской врачебной амбулатории; с 1 апреля 1992 г. по 31 октября 1997 г. в должности акушерки М.Пошатской врачебной амбулатории; с 15 июля 1989 г. по 12 ноября 1989 г. период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске; с 13 ноября 1989 г. по 31 мая 1991 г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

            Считала данное решение незаконным, просила суд его отменить, включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца указанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию.

            Определением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2011 г. прекращено производство по данному делу в части включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с 16 июля 1996 г. по 31 октября 1997 г. в связи с отказом истицы от исковых требований в этой части.

Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2011 года исковые требования Шукшиной Е.В. удовлетворены.

    В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлов А.П. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии не предусмотрено включение в стаж работы в льготном исчислении оспариваемых периодов, а также профилакторий колхоза, врачебная амбулатория не поименованы Списком учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

            В возражениях на кассационную жалобу истица Шукшина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

            Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 21 апреля 2011 года Шукшина Е.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 5 от 27 апреля 2011 г. в назначении указанной пенсии Шукшиной Е.В. отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального медицинского стажа. При этом в специальный стаж не зачтены периоды работы в должности медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба» с 01 марта 1988 г. по 31 мая 1991 г.; в должности патронажной медицинской сестры М-Пошатской врачебной амбулатории с 01 июня 1991 г. по 31 марта 1992 г.; в должности акушерки М-Пошатской врачебной амбулатории с 01 апреля 1992 г. по 31 октября 1997 г.

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

            Разрешая заявленные истицей требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Поэтому судом первой инстанции обоснованно включены периоды работы Шукшиной Е.В. в должности медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба» с 01 марта 1988 г. по 31 мая 1991 г. (без учета дородового и послеродового отпуска с 15 июля 1989 г. по 12 ноября 1989 г. и отпусков по уходу за ребенком с 13 ноября 1989 г. по 17 марта 1991 г., с 18 марта 1991 г. по 31 мая 1991 г.); в должности патронажной медицинской сестры М-Пошатской врачебной амбулатории с 01 июня 1991 г. по 31 марта 1992 г.; в должности акушерки М-Пошатской врачебной амбулатории с 01 апреля 1992 г. по 26 февраля 1996 г. (без учета дородового и послеродового отпуска с 27 февраля 1996 г. по 15 июля 1996 г., отпуска по уходу за ребенком с 16 июля 1996 г. по 31 октября 1997 г.), как имевшие место до 01 ноября 1999 г. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт работы истицы установлен и подтверждается: данными трудовой книжки на имя Шукшиной Е.В.; льготной справкой № 5 от 21 апреля 2011 г.; актом документальной проверки № 70 от 21 апреля 2011 г.; копией приказа № 11 от 26 февраля 1988 г. по Ельниковской районной больнице о том, что Шукшина Е.В. (до брака Ч.Е.В.) с 01 марта 1988 г. переведена на должность медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба»; приказом № 34 по Ельниковской районной больнице от 31 мая 1991 г. Шукшина Е.В. переведена на должность патронажной медсестры М-Пошатской врачебной амбулатории с 01 июня 1991 г. (в трудовой книжке запись о данном периоде работы отсутствует); положением о медицинском профилактории, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР № 621 от 1 июня 1984 года, согласно пункту 10 Положения в число обязанностей медицинской сестры профилактория входило отпуск всех видов физиотерапевтических процедур по показаниям дояркам, животноводам, механизаторам сельского хозяйства и наблюдение за эффективностью лечения; оказание первой медицинской помощи при травмах и внезапно возникших заболеваниях и другие, а также медицинской сестрой медицинского профилактория велась документация, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 04 октября 1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»: дневник работы среднего медицинского персонала, карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом кабинете, журнал регистрации амбулаторных больных; справкой МУЗ «Ельниковская центральная районная больница» от 21 июня 2011 г., согласно которой, врачебные амбулатории являлись структурными подразделениями Ельниковской центральной районной больницы (л.д. 110); карточками-справками за 1991-1996 годы; копиям тарификационных списков, представленных Ельниковской центральной районной больницей, из которых видно, что заработная плата Шукшиной Е.В. начислялась в соответствующие периоды, как патронажной медицинской сестре и акушерке врачебной амбулатории в соответствии с тарификационными списками, указанные должности относятся к среднему медицинскому персоналу (л.д. 104-109); копиями штатных расписаний медицинского персонала М-Пошатской врачебной амбулатории за 1991, 1993, 1995, 1996 годы, утвержденных Главным врачом Ельниковской центральной районной больницы, так же подтверждается, что врачебные амбулатории являлись структурными подразделениями указанной больницы (л.д. 94-97); Шукшина Е.В. на должность медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба» была переведена Ельниковской центральной районной больницей, и приказами по этой же больнице переведена с должности медицинской сестры профилактория колхоза «Дружба» на должность патронажной сестры Морд-Пошатской врачебной амбулатории, в связи с сокращением должности патронажной медсестры в Морд-Пошатской врачебной амбулатории переведена на должность акушерки (л.д. 45-46). Вышеназванные документы свидетельствует о том, что профилакторий колхоза «Дружба» и М-Пошатская врачебная амбулатория являлись структурными подразделениями Ельниковской центральной районной больницы, а сама Шукшина Е.В. в оспариваемые периоды состояла в штате Ельниковской центральной районной больницы в числе среднего медицинского персонала.

Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из пункта 2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 от 30 марта 1970 г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 г., следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», в соответствии с пунктом 6 которого, отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989 г. № 667 с 1 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части статьи 55 Конституции Российской Федерации, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска но уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В результате суд обоснованно пришел к выводу о том, что работа Шукшиной Е.В. в оспариваемые периоды, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 июля 1989 г. по 12 ноября 1989 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 ноября 1989 г. по 17 марта 1991 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 18 марта 1991 г. по 31 мая 1991 г. должны быть включены в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.

Другие доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК Российской Федерации.

Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и основания для признания их неправильными – не установлены.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. – без удовлетворения.

    Председательствующий                            С.В.Александров

    Судьи                                И.В.Адушкина

                                    Г.Ф.Володина