Судья Юркина С.И. Дело № 33-1553/57
Докладчик Межевова Н.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Мещеряковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 августа 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе истца Андрианова С.А. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 июня 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., пояснения Андрианова С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Андрианов С.А. обратился в суд с иском к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о возложении обязанности засчитать период военной службы по призыву с 23 апреля 1986 г. по 13 июня 1988 г. в льготном исчислении из расчета один день службы за 2 дня работы для перерасчета пенсии.
В обоснование заявления указал, что он проходил службу в УГИБДД МВД по Республике Мордовия, приказом начальника УГИБДД МВД по Республике Мордовия от <дата> он уволен из органов внутренних дел по пункту «ж» части 7 статьи 19 закона Российской Федерации «О милиции» (по болезни). Согласно расчёту выслуги лет от 17 ноября 2010 года, составленному кадровым подразделением ОБ ДПС ГИБДД, в выслугу лет включен, в том числе, период службы по призыву в вооружённых силах с 23 апреля 1986 года по 13 июня 1988 года из расчёта один день за один день службы в органах внутренних дел. Считает, что расчёт составлен без учёта норм части 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающей зачёт периода службы по призыву в период прохождения государственной службы из расчёта один день военной службы за два дня работы.
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 июня 2011 г. исковые требования Андрианова С.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Андрианов С.А. просит решение отменить с вынесением нового решения об удовлетворении его исковых требований, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судом не учтено, что он проходил военную службу по призыву в период с 23 апреля 1986 г. по 8 июня 1988 г., из них с 28 мая 1986 г. по 8 июня 1988 г. в г. Семипалитинске-22 на ядерном полигоне в период испытаний ядерного оружия.
Считает, что сотрудникам органов внутренних дел, как государственным служащим, подлежит зачету в льготном исчислении период военной службы по призыву на основании действующего законодательства.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов усматривается, что истец проходил военную службу по призыву с 23 апреля 1986 года по 13 июня 1988 года, что подтверждается военным билетом серии НП <№>. С 15 марта 1995 года по 22 сентября 2010 года Андрианов С.А. проходил службу в качестве старшего сержанта милиции в органах Министерства внутренних дел по Республике Мордовия. Приказом УГИБДД МВД по Республике Мордовия <№> л/с от <дата> уволен из органов внутренних дел по пункту «ж» части 7 статьи 19 закона Российской Федерации «О милиции» (по болезни), в котором указано, что выслуга лет по состоянию на <дата> составила в календарном исчислении 17 лет 07 месяцев 27 дней, в льготном исчислении нет.
Согласно расчёту выслуги лет период прохождения Андриановым С.А. военной службы по призыву с 23 апреля 1986 года по 13 июня 1988 года включён в стаж службы истца из расчёта один день военной службы за один день работы.
Письмом начальника ЦПО МВД по РМ от <дата> <№> и письмом начальника УГИБДД МВД по РМ от <дата> <№> истцу отказано в перерасчёте выслуги лет для назначении пенсии на льготных условиях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Андрианову А.А., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный отказ является законным и основан на правильном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности
из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Как предусматривает пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, законами субъектов Российской Федерации. Из чего следует, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.
Особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством и поэтому оно имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с частью 3 статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений - действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Указанным Постановлением установлены специальные случаи (они перечислены выше), когда лицам, проходившим военную службу, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
Как установлено судом первой инстанции, истец был призван на действительную военную службу 23 апреля 1986 г. и направлен в войсковую часть <№>, дислоцировавшуюся в г. Семипалитинск-22, где проходил военную службу в период с 28 мая 1986 г. по 09 августа 1986 г. в должности водителя, в воинском звании – рядовой. В период с 9 августа 1986 г. по 8 июня 1988 г. проходил военную службу в должности водителя, в воинском звании – рядовой в войсковой части <№> г. Семипалитинск-22, демобилизовался в запас по окончании срока службы 8 июня 1988 г.
Доказательств того, что Андрианов С.А. проходил военную службу по призыву в особых условиях, то есть когда прохождение военной службы, в том числе и по призыву, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах исходя из указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что если условия срочной службы не подпадают под перечень оснований, в соответствии с которыми она учитывается в льготном исчислении, то служба должна засчитываться истцу в выслугу лет из расчета один день военной службы за один день службы в органах внутренних дел.
Таким образом, решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Ссылка кассационной жалобы о том, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что он проходил военную службу по призыву в период с 23 апреля 1986 г. по 8 июня 1988 г., из них с 28 мая 1986 г. по 8 июня 1988 г. в г. Семипалитинск-22 на ядерном полигоне в период испытаний ядерного оружия не может повлечь отмену правильного по существу решения, поскольку, как установлено выше, доказательств того, что Андрианов С.А. проходил военную службу по призыву в особых условиях истцом не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что при исчислении его стажа государственной службы суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих», был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку в решении суда, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам кассационной жалобы истца.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу истца Андрианова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова