Судья Башаева В.Н. Дело № 33-1550/27
Докладчик Адушкина И.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Александрова С.В.
судей Адушкиной И.В.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 августа 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2011г.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Трегубова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения в части отказа включения в специальный стаж периодов ухода за ребенком. Просила признать решение незаконными и обязать ответчика назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 11-го мая 2011 года, включив в специальный (педагогический) стаж периоды ухода за ребенком с 18 ноября 1992г. по 01 ноября 1993г., 28 июля 1988г.
В обосновании своих требований указала, что она работает воспитателем детского сада филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Торбеевское ЛПУМГ с 03 апреля 1986. 11 мая 2011 года её педагогический стаж составил 25 лет, однако ответчик, не засчитав в специальный трудовой стаж период ухода за ребенком до полутора лет с 18 ноября 1992г. по 01 ноября 1993г., ухода за ребенком свыше полутора лет - 28 июля 1988г., всего 11 месяцев 16 дней, дающий ей право на досрочную пенсию с 11 мая 2011 года, отказал в назначении вышеуказанной пенсии, ссылаясь на отсутствие 25 лет педагогического стажа. Считает отказ во включении вышеуказанных периодов в специальный стаж незаконным.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2011 г. признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 19 мая 2011 г. № 16 в части исключения из специального стажа работы Трегубовой В.В. периодов: 28 июля 1988г. – период ухода за ребенком старше полутора лет и с 18 ноября 1992г. по 01 ноября 1993г. период ухода за ребенком до полутора лет.
На ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность назначить и выплатить Трегубовой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 мая 2011 года.
В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякина З.А. считает решение суда неправильным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства, поскольку с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в законную силу 06 сентября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, согласно справки №133 от 10 мая 2011 года, выданной филиалом ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Торбеевское ЛПУМГ, лицевых счетов по заработной плате, личной карточки Трегубовой В.В. формы №Т-2, табелей учета рабочего времени, истице с 28 января 1988г. по 28 июля 1988г. (приказа №17-к п.7 от 21 марта 1988г.) и с 18 ноября 1992г. по 24 февраля 1994г. (приказ №81-к п. 14 от 23 ноября 1992г.) предоставлены отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (л.д.10-12).
Суд первой инстанции, неправильно применив действующее пенсионное законодательство, необоснованно включил в специальный стаж период нахождения Трегубовой В.В. в отпуске по уходу за ребенком с 18 ноября 1992г. по 24 февраля 1994г.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 г. N 667 с 1 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Из материалов дела следует, что истице отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 18 ноября 1992г. по 24 февраля 1994г. (приказ №81-к п. 14 от 23 ноября 1992г.) был предоставлен после вступления в силу названных изменений в трудовом законодательстве, в связи с чем, данный период не подлежит включению в специальный стаж работы истицы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая то обстоятельство, что по обжалуемому решению пенсионного органа на момент подачи заявления Трегубовой В.В., то есть на 11 мая 2010 г., у нее имелся специальный стаж работы 24 года 22 дня, у истице не возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым отменить судебное решение и постановить новое, которым Трегубовой В.В.в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и понуждении к назначению пенсии отказать.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2011 г. отменить и принять по делу новое решение.
Трегубовой В.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и понуждении к назначению пенсии отказать.
Председательствующий С.В.Александров
Судьи И.В.Адушкина
Л.Д.Стариннова