Определение районного суда о возвращении иск.заявления на основании п.4 ч.1 ст.135 ГПК РФ как поданное лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд - отменено, вопрос о принятии заявления передан на новое рассмотрение в тот же суд.



Судья Бурмистров А.Н.                                                       Дело № 33-1617/57

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего                                Екония Г.К.

судей                                      Адушкиной И.В.                                                                                 Козиной Е.Г.

при участии помощника прокурора

Республики Мордовия                           Каштановой Е.В.

при секретаре                                                                  Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 августа 2011 г. в г. Саранске дело по представлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия на определение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 июля 2011г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., мнение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., поддержавшей представление, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действующий в порядке статьи 45 ГПК РФ – в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Ефимову А.Г. о признании разрешения на строительство незаконным и сносе самовольно возведенного строения.

В обоснование требований истец указал, что на основании коллективного обращения жителей домов <№> и <№> микрорайона <№> <адрес> о нарушении ответчиками их прав на благоприятную окружающую среду прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Краснослободского района Республики Мордовия от 23 октября 2009 г. № 359 Ефимову А.Г. был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 100 кв.м. для строительства нежилого здания, в связи с чем муниципальное образование с Ефимовым А.Г. заключило договор аренды со сроком действия до 25 декабря 2019 г. 22 декабря 2009 г. на основании заявления администрация района выдала Ефимову А.Г. разрешение на строительство нежилого здания по адресу: <адрес> с указанием срока действия до 25 декабря 2019 г.

Прокурор считал, что в результате незаконных действий администрации района и Ефимова А.Г. нарушены права граждан на использование придомовой территории для пребывания с целью отдыха как для взрослых, так и детей.

    Определением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 июля 2011 г. исковое заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Ефимову А.Г. возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 135 ГПК РФ как поданное лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.

    В представлении прокурор Краснослободского района Республики Мордовия считал определение судьи незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм процессуального права. Прокурор полагал, что исходя из смысла статьи 45 ГПК РФ защита интересов неопределенного круга лиц – это защита общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов (заявителей) не поддается точному установлению, то есть индивидуализировать весь круг лиц, чьи права нарушены действиями ответчиков, не представляется возможным.

    Проверив законность и обоснованность определения, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

Следует согласиться с доводом жалобы о том, что по смыслу данной нормы процессуального права под защитой законных интересов неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов (заявителей) не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех ответчик, то есть, устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

Возвращая исковое заявление, судья сослалась на то обстоятельство, что по данному иску заинтересованными лицами, права которых прокурор считает нарушенными, являются конкретные граждане - жители домов <№>, <№>, расположенных.

Однако, по мнению судебной коллегии, данный вывод неправомерен, поскольку, как правильно указал прокурор в представлении, придомовой территорией пользуются граждане как временно находящиеся и постоянно проживающие в указанных домах, так и рядом расположенных жилых дома, поэтому индивидуализировать весь круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах правильным является утверждение прокурора о том, что настоящий иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем определение подлежит отмене с направлением искового материала в суд на новое решение вопроса о его принятии к производству суда.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем третьим статьи 374 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

определение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 18 июля 2011 г. отменить, передать вопрос о принятии заявления на новое рассмотрение в тот же суд.

    Председательствующий                        Г.К.Екония

    Судьи                                И.В.Адушкина

                                        Е.Г.Козина