Решение суда, которым удовлетворены исковые требования о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оставлено без изменения.



Судья Бурлаков И.И.                                  Дело №33-1638/9

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи – председательствующего            Екония Г.К.

судей                                Адушкиной И.В.

                                    Козиной Е.Г.

при секретаре                        Кулаевой О.Н.

с участием помощника прокурора

Республики Мордовия                    Каштановой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Министерства Внутренних дел по Республике Мордовия Тороповой Т.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., заключение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Чигирев С.В. обратился в суд с иском к Министерству Внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указав, что службу в органах внутренних дел он начал в мае 2007 года стажером по должности <данные изъяты>. В сентябре 2009 года назначен <данные изъяты>. В занимаемой должности находится с апреля 2010 года.

На основании приказа Врио Министра внутренних дел по Республике Мордовия <№> от <дата> он уволен из органов внутренних дел по пункту «л» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за совершение поступков несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел. Основанием к увольнению послужило заключение служебной проверки ОСБ МВД по Республике Мордовия от <дата> и решение аттестационной комиссии УВД по г.Саранску от <дата> за <№>, которая при аттестации пришла к выводу о том, что он, являясь сотрудником органов внутренних дел, грубо нарушил требования частей 2,3 статьи 6, части 1 статьи 7, частей 1,2 статьи 8 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. №1138, и совершил поступок несовместимый с требованиями предъявляемым к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

Просил суд признать незаконным и отменить приказ Врио Министра внутренних дел по Республике Мордовия от <дата> <№> о его увольнении из органов внутренних, восстановить его в должности <данные изъяты> с <дата>, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула службы.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2011 г. исковые требования Чигирева С.В. удовлетворены.

Признан незаконным приказ временно исполняющего обязанности министра Внутренних дел по Республики Мордовия от <дата> за <№> об увольнении Чигирева С.В. из органов внутренних дел по подпункту «л» пункта 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Чигирев С.В. восстановлен в должности <данные изъяты> с <дата>

С Министерства Внутренних дел по Республике Мордовия в пользу Чигирева С.В. взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>.

В кассационной жалобе представитель Министерства Внутренних дел по Республике Мордовия Торопова Т.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств дела. Считает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что истца уволили из органов внутренних дел не за совершение преступления, а за проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чигирев С.В. с <дата> назначен стажером по должности <данные изъяты>; после прохождения испытательного срока с <дата> - назначен <данные изъяты>.

Приказом <№> от <дата> Чигирев С.В. был уволен с занимаемой должности в соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 58 Закона Российской Федерации «О милиции» (за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции).

Основанием к увольнению послужило заключение служебной проверки ОСБ МВД от <дата>, решение аттестационной комиссии УВД по г. Саранск от <дата>, протокол <№>, представление к увольнению.

Согласно заключению служебной проверки от <дата>, утвержденному первым заместителем Министра - начальником криминальной милиции МВД по Республике Мордовия П.И.В., за совершение проступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел, выразившегося в нарушении требований п. 4 ч. 1 ст. 12, п. 2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции», ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 8 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 г., <данные изъяты> Чигирева С.В. уволить из органов внутренних по п. «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

Из аттестации от <дата> следует, что Чигирев С.В., являясь сотрудником органов внутренних дел, имея статус представителя государственной власти, будучи обязанным в случае выявления преступлений принимать меры по их предотвращению и пресечению, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными и своей деятельности, служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и преданным интересам службы, постоянно контролировать свое поведение, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий, грубо нарушил требования п. 4 ч.1 ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции», ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 8 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138, и совершил проступок несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел. Кроме того при трудоустройстве в органы внутренних дел Чигирев С.В. скрыл факт возбуждения в отношении него уголовного дела и прекращения уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям.

Согласно протоколу <№> заседания аттестационной комиссии Управления внутренних дел по городу Саранску от <дата> было принято решение об увольнении из органов внутренних дел <данные изъяты> Чигирева С.В.- <данные изъяты> за совершение проступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

<дата> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деяниях Чигирева С.В. состава преступления.

Установив данные обстоятельства, суд правильно пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств совершения Чигиревым С.В. проступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

Согласно п. «л» части 1 статьи 58 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел на сотрудников органов внутренних дел может быть наложен такой вид взыскания, как увольнение из органов внутренних дел.

В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» полиция обязана выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток в случае выявления преступления, обязан принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении.

Согласно части 2 статьи 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. №1138 служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с принципами: законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений.

Часть 3 статьи вышеназванного Кодекса указывает, что сотрудник органов внутренних дел не должен ни при каких обстоятельствах изменять нравственным принципам служебной деятельности, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам - дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональной чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательства: в своей деятельности признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными; служить примером строго и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и преданным интересам службы (часть 1 статьи 7 Кодекса).

В силу части 1 статьи 8 Кодекса поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

Проступок - это совершение действий, нарушающих этические правила поведения сотрудника милиции, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне ее, подрывающих авторитет органов внутренних дел, действия аморального характера.

Проступки сотрудника милиции, наносящие урон престижу, авторитету, доброму имени милицейской профессии, могут быть довольно разнообразны.

Принимая по делу решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств подтверждающих, что Чигирев С.В. совершил проступок несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел и он совершил действия связанные с нарушением требований, предъявляемых законом к высокому социальному престижу членов профессионального милицейского сообщества, целью которых является исключение недоверия и негативного отношения к указанным органам со стороны населения.

В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключение служебной проверки и решение аттестационной комиссии являются преждевременными и безосновательными, а увольнение Чигирева С.В. из органов внутренних дел, произведенное на основании приказа <№> от <дата> незаконным.

Разрешая трудовой спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения, представленные доказательства оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе ответчика, поскольку суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии проступка со стороны Чигирева С.В. несовместимого с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе тех, на которые указывает ответчик, судом не допущено.

Кассационная жалоба не содержит данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства Внутренних дел по Республике Мордовия Тороповой Т.С. – без удовлетворения.

Председательствующий                Г.К.Екония

Судьи                            И.В.Адушкина

Е.Г.Козина