о компенсации морального вреда, причиненного ДТП.



Судья Юркина О.В.                                 Дело N33-1662/55

    Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

    судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе Маканиной С.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

    установила:

Кумакшева С.В. и Торгаев В.С. обратились в суд с иском к Маканиной С.В. о компенсации морального вреда.

В обоснование требований указали, что 20 июня 2009 г. на автодороге по ул.Большая пос.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия несовершеннолетний Я. (сын ответчицы) не имея прав управления транспортным средством, управляя автомобилем марки ВАЗ 2105 государственный регистрационный знак <№>, принадлежащем на праве собственности Маканиной С.В. совершил наезд на пешехода Т.Д.В., который от полученных травм скончался на месте происшествия. В связи со смертью брата и сына, ими были причинены нравственные и моральные страдания.

Просили взыскать с ответчицы в их пользу по 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда каждому. (л.д.1)

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. исковые требования Кумакшевой С.В. и Торгаева В.С. удовлетворены частично.

        С Маканиной С.В. в пользу Кумакшевой С.В. и Торгаева В.С. в счет компенсации морального вреда взыскано по 300 000 рублей каждому. (л.д.23-26).

В кассационной жалобе Маканина С.В. с решением суда не согласна, считая сумму компенсации морального вреда чрезмерно завышенной, просила решение суда изменить и снизить размер компенсации морального вреда до разумных пределов. (л.д.29-30).

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом 20 июня 2009 г. в период с 23 часов до 24 часов несовершеннолетний Я. не имея прав управления транспортным средством, управлял автомобилем марки ВАЗ 2105 государственный регистрационный знак <№>, принадлежащем его матери – Маканиной С.В. на праве собственности, следуя по проезжей части автодороги по ул.Большая пос.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия совершил наезд на пешехода Т.Д.В., который от полученных травм скончался на месте происшествия.

Приговором <данные изъяты> суда <данные изъяты> от <дата> Я. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса РФ с назначением условного наказания.

С Маканиной С.В. в пользу Т.Л.П. в счет компенсации морального вреда взыскано <данные изъяты> рублей, в счет возмещения материального ущерба взыскано <данные изъяты> рублей. (л.д.9-13).

Судом установлено, что погибший Т.Д.В. является братом истицы Кумакшева С.В. и сыном истца Торгаева В.С.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствие со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Частично удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда в соответствии с требованиями статей 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что истцы имеют право на возмещение ответчицей морального вреда, причиненного смертью их сына и брата, при этом факт причинения истцам морального вреда (нравственных страданий) в связи со смертью близкого человека является очевидным.

С учетом материального положения ответчицы, требований разумности и справедливости, суд правомерно определил компенсацию морального вреда в размере 300 0000 руб. каждому.

В связи с чем, довод кассационной жалобы ответчицы о том, что взысканная сумма компенсации морального вреда несоразмерна причиненным нравственным страданиям истцов и не соответствует требованиям разумности и справедливости, судебная коллегия отклоняет.

Выводы суда мотивированы, соответствует установленным по делу обстоятельствам. В соответствии с требованиями закона, суд правильно разрешил возникший спор.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маканиной С.В. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                            Александров С.В.

Судьи                                         Стариннова Л.Д.

                                                                                                Скипальская Л.И.