решение частично отменено, в этой части вынесено новое решение



Судья Образцова С.А.                            Дело № 33-1668/63

Докладчик Александров С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                Александрова С.В.

судей                                    Скипальской Л.И.

                                        Старинновой Л.Д.

при секретаре                            Кулаевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 сентября 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе главы администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Грызуновой Н.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 1 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи-председательствующего Александрова С.В.; объяснение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы; судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в порядке статьи 254 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии мер пожарной безопасности, понуждении принять первичные меры пожарной безопасности.

В обоснование требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Анненковском сельском поселении Республики Мордовия были выявлены нарушения, в частности, у находящихся на территории указанного сельского поселения водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до них, к имеющимся водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, на территории данного муниципального образования отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей, а также не разработан план спасательных работ на случай пожара.

Он считал, что неприятие предусмотренных нормативными правовыми актами мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью проживающего на территории поселения населения, а также имуществу граждан и юридических лиц, в том числе находящемуся в муниципальной собственности.

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 1 августа 2011 г. на администрацию Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность: принять меры к устройству подъездов с площадками с твердым покрытием размером не менее 12x12 м к реке Инсар в с. Анненково и в д. М. Чуфаровка для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; определить места для забора воды пожарной техникой; установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (выполненные с использованием светоотражающих покрытий); к приведению гидранта, расположенного в с. Анненково по ул.Садовой в рабочее состояние; к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в д. Покрышкино, д. Ханинеевка и д. Кавторовка; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на территории Анненковского муниципального образования.

В кассационной жалобе глава администрации Аннековского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Грызунова Н.В. считала решение суда в части возложения на администрацию сельского поселения принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 м к пожарному водоему в с. Анненково и в д. М. Чуфаровка для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года необоснованным, как не соответствующим законодательству о пожарной безопасности, которым не предусмотрено обязательное наличие в населенных пунктах двух альтернативных противопожарных источников водоснабжения: противопожарного водопровода с гидрантами и природного или искусственного водоема, поскольку в населенных пунктах сельского поселения уже имеется противопожарный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами, а также водонапорная башня. Просила обжалуемое решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.

    В возражениях на кассационную жалобу прокурор Ромодановского района Республики Мордовия Епанешникова Л.Ю. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

    Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим частично отмене.

Абзацем 1 пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

    В свою очередь, по смыслу норм, содержащихся в указанных Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, под объектом понимается обособленное предприятие или организация, а имеющиеся на их территории или вблизи них (в радиусе 200 м) естественные или искусственные водоисточники входят в систему пожарной безопасности данных объектов, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

    В силу абзаца второго пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств, и лишь в том случае, если указанные водоемы и водоисточики расположены в населенных пунктах. Более того, указанной нормой не предусмотрено требование о том, что подъезды к водоисточникам должны быть выполнены в виде площадки с твердым покрытием размером не менее 12x12 м.

    Между тем в материалах дела каких-либо сведений, подтверждающих, что в указанных в заявлении прокурора населенных пунктах имеются искусственные или естественные водоемы либо водоисточники, не имеется.

    Из требований статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» усматривается, что: здания, сооружения и строения, а также территории организаций в населенных пунктах должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

    В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе и разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

    В силу статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

    Исходя из положений статей 68 и 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территория населенного пункта должна быть оборудована противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселении с количеством жителей до 5000 человек, не имеющим кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

    Таким образом, в соответствии с требованиями о первичных мерах пожарной безопасности населенный пункт должен быть оборудован противопожарным водопроводом, а в случае отсутствия такового, должно быть предусмотрено водоснабжение из естественного или искусственного водоема.

    Судом установлено, что в населенных пунктах Анненковского сельского поселения для целей пожаротушения имеется противопожарный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами, водонапорная башня, то есть поселение оборудовано в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Таким образом, требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Аннековского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 м к пожарному водоему, а также понуждения администрации принять меры к устройству подъезда с твердым покрытием размером не менее 12x12 м к пожарному водоему, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, нельзя признать обоснованными и они подлежат отклонению.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    о п р е д е л и л а:

    решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 1 августа 2011 г. в части признания незаконным бездействия администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии мер к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к пожарному водоему, а также понуждения администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к пожарному водоему для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года отменить, постановить по делу в этой части новое решение об отказе прокурору Ромодановского района Республики Мордовия в удовлетворении данных исковых требованиях.

    В остальной части решение суда оставить без изменения.

    Председательствующий

    Судьи