Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, оставлено без изменения.



Судья Ерина Н.П.                                Дело №33-1735/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего            Екония Г.К.

судей                                Козиной Е.Г.

                                    Межевовой Н.И.

при секретаре                        Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истицы Меликсетян Р.А. и её представителя Меликсетян М.О., действующей на основании доверенности от 21 апреля 2011 г., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Меликсетян Р.А. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указав, что решением пенсионного органа №120/2-214 от 15 февраля 2011 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По мнению ответчика, на дату обращения ее трудовой стаж составляет 23 года 1 месяц 2 дня, вместо требуемых 30 лет.

В специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) не были засчитаны периоды работы: с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. в должности операционной медсестры в Республиканском противотуберкулезном диспансере Армянской ССР; с 2 марта 1998 г. по 18 октября 1999 г., с 18 ноября 1999 г. по 5 мая 2000 г. в должности медицинской сестры родового блока в Городском родильном доме №1;

Не засчитаны в календарном и льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды работы: с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г.Еревана; с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале.

Просила суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа в оспариваемой части, обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев и назначить ей пенсию с 11 января 2011 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2011 г. исковые требования Меликсетян Р.А. <><><><><><удовлетворены.>

Признано незаконным и отменено решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №120/2-214 от 15 февраля 2011 г. в части включения в специальный стаж Меликсетян Р.А. в календарном исчислении периодов работы с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. в должности операционной медсестры в Республиканском противотуберкулезном диспансере Армянской ССР, с 2 марта по 18 октября 1999 г. и с 18 ноября 1999 г. по 5 мая 2000 г. в должности медицинской сестры родового блока Городского родильного дома №1, а также в части не включения в специальный стаж Меликсетян Р.А. периодов работы с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г. Еревана, с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале.

На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность включить Меликсетян Р.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы: с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. в должности операционной медсестры в Республиканском противотуберкулезном диспансере Армянской ССР, с 2 марта 1998 г. по 18 октября 1999 г., с 18 ноября 1999 г. по 5 мая 2000 г. в должности медицинской сестры родового блока Городского родильного дома №1, с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г. Еревана, с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале и назначить Меликсетян Р.А. досрочную трудовую пенсию с 11 января 2011 г.

С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Меликсетян Р.А. взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты>.

В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, считает, что у суда не было законных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Из материалов дела следует, что решением пенсионного органа №120/2-214 от 15 февраля 2011 г. Меликсетян Р.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности специального медицинского стажа.

По решению ответчика специальный стаж истицы на дату обращения составил 23 года 1 месяц 2 дня.

При этом в специальный стаж истицы в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) не засчитаны периоды работы: с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г., в том числе периоды по беременности и родам и уход за детьми, в должности операционной медсестры в Республиканском противотуберкулезном диспансере Армянской ССР; с 2 марта 1998 г. по 18 октября 1999 г., с 18 ноября 1999 г. по 5 мая 2000 г. в должности медицинской сестры родового блока в Городском родильном доме №1; в специальный стаж истицы в календарном и льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) не засчитаны периоды: с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г.Еревана; с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале.

    Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности данного решения пенсионного органа в оспариваемой части.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона <от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ <><><><><><><«О ><трудовых ><пенсиях ><в ><Российской Федерации»>> <><трудовая ><пенсия ><по ><старости ><назначается ><ранее ><достижения ><возраста, ><установленного ><статьей 7 ><вышеуказанного ><закона, ><лицам, ><осуществляющим ><лечебную ><и ><иную ><деятельность ><по ><охране ><здоровья ><населения ><в ><учреждениях ><здравоохранения ><не ><менее ><25 ><лет ><в ><сельской ><местности ><и ><поселках ><городского ><типа ><и ><не ><менее ><30 ><лет ><в ><городах, ><сельской ><местности ><и ><поселках ><городского ><типа ><либо ><только ><в ><городах, ><независимо ><от ><их ><возраста.>

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорные периоды работы истицы, было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.

Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника следует, что Меликсетян Р.А. с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. работала операционной медсестрой Республиканского противотуберкулезного диспансера Армянской АССР, с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. - анестезисткой в гинекологическом отделении Клинического роддома №4 г.Еревана, с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. - анестезисткой в реанимационном отделении Ереванского гарнизонного госпиталя, с 2 марта 1998 г. по 5 мая 2000 г. - медицинской сестрой палаты интенсивной терапии Городского родильного дома №1.

Принимая решение по каждому из оспариваемых период, суд обоснованно указал, что право на получение пенсии за выслугу лет работники медицинских учреждений имеют в связи с характером выполняемой ими работы (лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров, в том числе урологического отделения, включены в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Из справки АОЗТ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» Министерства здравоохранения Республики Армения от 11 августа 2010 г. №142, следует, что истица Меликсетян Р.А. работала в Республиканском противотуберкулезном диспансере в должности операционной мед.сестры урологического отделения с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. Работала постоянно и была занята полный рабочий день. В отпусках без сохранения заработной платы и по уходу за ребенком не находилась.

По данным основаниям суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев период работы с 26 декабря 1988 г. по 25 августа 1993 г. в должности операционной медсестры в Республиканском противотуберкулезном диспансере Армянской ССР.

Также является законным решение суда в части зачета в специальный стаж льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г.Еревана, с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в российской федерации» предусмотрена должности «медицинская сестра-анестезист».

В Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, включены «медицинские сестры - анестезисты», отделение «анестезиологии-реанимации».

При этом наименование специальности истицы «анестезистка» без указания должности «медицинская сестра» не может являться основанием для отказа в зачете указанного периода в ее специальный стаж, поскольку специальность «анестезист» является медицинской. Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения, утв. Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №377) предусмотрена только должность «медицинская сестр-анестезист», которая относится к среднему медицинскому персоналу.

Согласно справке Ереванского гарнизонного госпиталя от 17 августа 2010 г. Меликсетян Р.А. действительно работала в Ереванском гарнизонном госпитале в должности анестезистки в реанимационном отделении с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. Работала постоянно и была занята на полный рабочий день. В отпусках по уходу за ребенком не находилась.

Принимая решения по делу в части зачета в специальный стаж периоды работы с 13 сентября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. в должности анестезистки в гинекологическом отделении в Клиническом роддоме №4 г.Еревана, с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 г. в должности анестезистки в реанимационном отделении в Ереванском гарнизонном госпитале, суд первой инстанции признал установленным, что фактически в указанные периоды истицы выполняла функции медсестры-анестезиста, отделение Ереванского гарнизонного госпиталя, в котором она работала с 1 июля 1994 г. по 30 августа 1996 года, ошибочно названо как «реанимационное», на практике имело место отделение «анестезиологии-реанимации».

Кроме того необходимо принять во внимание то, что Российская Федерация и Республика Армения являются участниками Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г.

В преамбуле Соглашения говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Периоды работы Меликсетян Р.А. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии родового блока в Городском родильном доме №1 с 2 марта 1998 г. по 18 октября 1999 г., с 18 ноября 1999 г. по 5 мая 2000 г. также обоснованно зачтены в специальный стаж, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.

При этом суд исходил из того, что наименование отделения «родовой блок» действительно не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.

В Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены медицинские сестры родового (родильного) отделения.

Суд правильно установил, что родовой блок являлся структурным подразделением тождественным по своему функциональному назначению родильному отделению. В связи с чем неточное наименование структурного подразделения в данном случае не может служить основанием для ограничения истицы в правах на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий                Г.К.Екония

Судьи                            Е.Г.Козина

                                Н.И.Межевова