Судья Крысина З.В. Дело № 33-1730/54
Докладчик Скипальская Л.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Скипальской Л.И.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Кулаевой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Глагольевой В.С. – Глагольева А.В. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснение представителя Глагольевой В.С. – Глагольева А.В., действующего на основании доверенности от 30 августа 2010 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Глагольева В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что ее супруг Г. являлся участником Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> группы, то есть приравнивался к инвалидам Великой Отечественной войны, умер <дата> Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и сама является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда, а также инвалидом <данные изъяты> группы. Письмом от <дата> <№> Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия сообщило, что согласно постановлению Администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия от 16 сентября 2010 г. <№> Глагольева В.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако уклонилось от предоставления ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета из расчета средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади в сумме <данные изъяты> рублей х <данные изъяты> кв. м = <данные изъяты> рублей.
Просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей; взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2011 г. исковые требования Глагольевой В.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Глагольевой В.С. – Глагольев А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что согласно справке <№> от <дата> Отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по <данные изъяты> и <данные изъяты> районам Г. являлся ветераном-участником ВОВ 1941-1945 годов согласно ФЗ «О ветеранах» статья 17 и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, или награжден орденами и медалями СССР в составе 21 отд. запасного полка связи в период с 4 августа 1944 г. по октябрь 1945 года (л.д. 28).
Глагольева В.С. является вдовой умершего <дата> ветерана Великой Отечественной войны Г. (л.д. 8, 9).
Глагольева В.С. <дата> рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на основании постановления администрации <данные изъяты> муниципального района <№> от 16 сентября 2010 г. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных (л.д. 23).
Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия Глагольевой В.С. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 в случае выселения из служебных помещений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения их из служебных помещений.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.
Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 указанного закона применительно к каждой категории ветеранов.
Так, подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Г. проходил военную службу в воинской части, не входившей в состав действующей армии, - в составе 21 отд. запасного полка связи в период с 4 августа 1944 г. по октябрь 1945 года
Меры социальной поддержки данной категории ветеранов поименованы в статье 17 Федерального закона «О ветеранах», в том числе пунктом 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Между тем из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что ни Г., ни члены его семьи из служебного жилого помещения не выселялись.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки... обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Указанным в статье 21 Закона лицам предоставляются меры социальной поддержки, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при условии, что встали они на учет до 1 января 2005г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Глагольева В.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий 16 сентября 2010г.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.
По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов - участников Великой Отечественной войны по своей правовой природе направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-О).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1.
Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Из содержания приведенного Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О следует, что Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников Великой Отечественной войны.
Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (часть 1, пункты «б», «ж») Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.
Ветераны Великой Отечественной войны - это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.
Глагольева В.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны, проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, в связи с чем, все социальные меры поддержки, которые может получить Глагольева B.C. производны от объема мер поддержки умершего Г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.
Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах «а» - «ж» либо указанным в подпункте «з» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона РФ «О ветеранах».
Следовательно, согласно системному толкованию норм Федерального закона «О ветеранах», Глагольева В.С. не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Поэтому, в данном случае Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, осуществляя свои непосредственные функции, не вышло за рамки предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую социальные права указанной категории (вдовы умершего участника ВОВ) по сравнению с правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких ограничений.
Таким образом, при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не могут являться поводом к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Глагольевой В.С. – Глагольева А.В. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Александров
Судьи Л.И. Скипальская
Л.Д. Стариннова