о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Акмайкин С.Ф. Дело № 33-1700/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе и.о.начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия Бояркиной Н.И. на решение Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Ташкиной О.А. и ее представителя Шукшиной И.А., действующей по устному заявлению, возразивших относительно доводов жалобы; судебная коллегия

установила:

Ташкина О.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии были включены периоды ее работы с 1 апреля 1992 г. по 31 октября 1999 г. в должности акушерки родильного отделения <данные изъяты> центральной районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за один 1 год и 6 месяцев, но не включены в льготном исчисление как 1 год работы за 1 год и 3 мес. Из специального стажа были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 1995 г. по 15 ноября 1995 г., с 18 апреля 2000 г. по 2 июня 2000 г., с 1 февраля 2005 г. по 13 апреля 2005 г. Считала решение пенсионного органа неправомерным и просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия №12 от 23 мая 2011 г., период ее работы с 1 апреля 1992 г. по 31 октября 1999 г. в должности акушерки родильного отделения <данные изъяты> центральной районной больницы и период нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 1995 г. по 15 ноября 1995 г. засчитать в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 апреля 2000 г. по 2 июня 2000 г., с 1 февраля 2005 г. по 13 апреля 2005 г. засчитать в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 27 апреля 2011 года и взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей. (л.д.1-3,53-56)

Решением Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2011 г. исковые требования Ташкиной О.А. удовлетворены в полном объеме (л.д.64-69).

В кассационной жалобе и.о.начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия Бояркина Н.И. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия №12 от 23 мая 2011 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 1995 г. по 15 ноября 1995 г., с 18 апреля 2000 г. по 2 июня 2000 г., с 1 февраля 2005 г. по 13 апреля 2005 г. Специальный трудовой стаж составил 23 года 0 мес. 8 дней. (л.д.16-17).

Из трудовой книжки на имя Ташкиной (до заключения брака <данные изъяты>) О.А. следует, что она в период с 1 апреля 1992 г. по 15 ноября 2008 г. работала акушеркой родильного отделения <данные изъяты> центральной районной больницы (л.д.8-9).

Разрешая данный спор и удовлетворяя исковые требования, суд, пришел к обоснованному выводу, что решение пенсионного органа об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 3 Постановления N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Этим же постановлением в пункте 2 были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля, кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.

В соответствии с Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 29 января 1999 г. №28 к хирургическим отделениям стационара относятся – родовое (родильное).

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 года №2510/8586 – 97 – 32, структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности), и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому, медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Родовые отделения предусматриваются в учреждениях охраны материнства и детства (родильных домах, перинатальных центрах), которые так же, как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениям хирургического профиля.

С учетом приведенных положений закона и установленных обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил требования Ташкиной О.А. о включении в льготном исчислении период ее работы с 1 апреля 1992 г. по 31 октября 1999 г. в должности акушерки родильного отделения <данные изъяты> центральной районной больницы как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные нормы содержались и в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавших в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 4 октября 1995 г. по 15 ноября 1995 г. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, а периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 18 апреля 2000 г. по 2 июня 2000 г., с 1 февраля 2005 г. по 13 апреля 2005 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Установив, что у истицы с учетом включенных пенсионным органом периодов ее работы и оспариваемых периодов работы зачтенных судом, имеется более 25 лет необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд правильно обязал пенсионный орган назначить ей данную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 27 апреля 2011 г.

Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения истице в стаж работы спорных периодов ее работы, отклоняются как необоснованные.

Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют по существу основания отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, которые были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, и обосновано отклонены, как связанные с неверным толкованием норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и.о.начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия Бояркиной Н.И. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Стариннова Л.Д.

Скипальская Л.И.