о назначени досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Судья Нуянзина Л.Н.                               Дело № 33-1712/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Н.А. Хромовой на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Назаровой Г.К., возразившей против доводов жалобы; судебная коллегия

установила:

Назарова Г.К. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование иска указала, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа работы. В стаж для назначения пенсии не включены периоды ее работы с 27 сентября 1985 г. по 26 августа 1986 г. в должности секретаря – заведующий отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ и с 1 сентября 1986 г. по 16 августа 1988 г. в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе в <данные изъяты> средней школе <№>. Считала отказ в назначении пенсии неправомерным и просила отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011 №296/2, обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы, назначить досрочную трудовую пению с 13 апреля 2011 г. (л.д.2-3,62).

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2011 г. исковые требования Назаровой Г.К. удовлетворены в полном объеме. (л.д.73-81)

    В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Н.А. Хромова просит решение суда отменить по мотиву его незаконности.

    Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 16 мая 2011г. №296/2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Назаровой Г.К. отказано из-за отсутствия необходимого стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы с 27 сентября 1985 г. по 26 августа 1986 г. в должности секретаря – заведующий отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, в связи с тем, что периоды работы, перечисленные в пункте 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения за выслугу лет работникам просвещение, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 (выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах) подлежит зачету в льготный стаж при соблюдении норм пункта 4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При этом 2/3 стажа подлежат исчислению по состоянию на 30 сентября 1993 г. С 1 сентября 1986 г. по 16 августа 1988 г. в должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе в <данные изъяты> средней школе <№>, так как занимаемая должность не соответствует наименованию должности, указанной в Списке должностей и учреждений работников образования, утвержденных Постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 199 г. №1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. (л.д.6-7)

Из трудовой книжки на имя Назаровой (до заключения брака <данные изъяты>) Г.К. усматривается, что с 27 сентября 1985 г. по 26 августа 1986 г. она работала в должности секретаря – заведующий отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, с 25 августа 1986 г. по 16 августа 1988 г. работала организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе в <данные изъяты> средней школе <№>. (л.д.28-29)

        Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и обоснованно признал решение пенсионного органа об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

        В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истицей оспариваемых периодов работы.

Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «а» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Из пункта 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в п. 1 Положения перечислены виды работ и иной деятельности, которые засчитываются в стаж работы, как работникам просвещения, так и работникам здравоохранения.

При применении подпункта "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Поскольку спорный период работы истицы относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, суд первой инстанции обоснованно засчитал в стаж для назначения пенсии истице спорный период ее работы с 27 сентября 1985 г. по 26 августа 1986 г. в должности секретаря – заведующий отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В связи с этим довод кассационной жалобы ответчика о том, что вопреки названному Положению истица на 1 октября 1993 г. не выработала 2/3 педагогического стажа, отклоняется, поскольку связан с неправильным толкование норм материального права. Судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью истица имеет более 2/3 педагогического стажа.

        Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), предусмотрено право на досрочную трудовую пенсию по старости организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях – школах всех наименований.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период с 27 сентября 1985 г. по 26 августа 1986 г. истица осуществлял педагогическую деятельность, поскольку фактически выполняла работу организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательном учреждении – школе. ( л.д. 61)

    Поскольку право на досрочную трудовую пенсию по старости работники общеобразовательных учреждений имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть педагогической деятельностью, то суд правомерно посчитал, что данное право не может быть поставлено в зависимость от неверного и неполного указания наименования должности.

    В связи с этим довод пенсионного органа в жалобе о том, что должность организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе не предусмотрена Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, не может повлечь отмену законного решения суда.

    Поскольку специальный стаж истицы на момент подачи ею заявления в пенсионный орган составил более 25 лет, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Назаровой Г.К. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за ней в пенсионный орган – с 13 апреля 2011 г.

Доводы кассационной жалобы о необоснованности взыскания государственной пошлины несостоятельны. На основании статей 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно возложил на ответчика обязанность возврата государственной пошлины в пользу истицы, ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Н.А. Хромовой – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                          Александров С.В.

Судьи                                   Стариннова Л.Д.

                                                                                              Скипальская Л.И.