Судья Середа Л.И. Дело № 33-1774/57
Докладчик Скипальская Л.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Скипальской Л.И.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Лизунковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 сентября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Шнякина А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 августа 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснение представителя Администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю., действующего на основании доверенности № 268-ГС от 12 ноября 2010 г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Шнякину А.А. об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа для муниципальных нужд. В обоснование требований указала, что в соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> и постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> (в редакции постановления Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№>) подлежит изъятию земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер <№>, и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автомобильной дороги (1 этап строительства) на участке, расположенном от ул. <адрес> до реки <данные изъяты> г. Саранска. <дата> и <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на указанные земельный участок и жилой дом. Земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер <№> и жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу <адрес>, принадлежат ответчику на праве собственности. <дата>, <дата>, <дата> в адрес ответчика были направлены уведомления об изъятии жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд. Шнякин А.А. отказался заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на условиях, предлагаемых Администрацией городского округа Саранск.
Истец просил суд: после оплаты выкупной цены в размере <данные изъяты> рублей прекратить право собственности Шнякина А.А. на земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск; обязать Шнякина А.А. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по указанной выкупной цене (т. 1, л.д. 1-6, 197).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 августа 2011 г. исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Шнякин А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность; указывает, что суд неправомерно отказал в удовлетворении его ходатайства о назначении повторной строительно-технической экспертизы, сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего ему имущества является заниженной.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 – 282 и 284 – 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд; права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Шнякину А.А. (т. 1, л.д. 207, 208).
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги (1 этап строительства) на участке, расположенном от ул. <адрес> до реки <данные изъяты> г. Саранска», опубликованному в газете «<данные изъяты>» от <дата>, с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№>, опубликованном в газете «<данные изъяты>» от <дата>, земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной дороги (т. 1, л.д. 7-9, 10, 13-14, 15).
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
<дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер <№>), регистрация <№> (т. 1, л.д. 144, 207).
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги (1 этап строительства) на участке, расположенном от ул. <адрес> до реки <данные изъяты> г. Саранска», опубликованном в газете «<данные изъяты>» от <дата>, подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства автомобильной дороги (1 этап строительства) на участке, расположенном от ул. <адрес> до реки <данные изъяты> г. Саранска (т. 1, 16-18, 19).
<дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, регистрация <№> (т. 1, л.д. 143, 208).
<дата> Администрация городского округа Саранск направила в адрес Шнякина А.А. уведомление <№> о принятом решении о выкупе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; <дата> – уведомление <№> о принятом решении о выкупе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 43, 44).
<дата> Администрацией городского округа Саранск в адрес ответчика повторно было направлено уведомление <№> об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд (т. 1, л.д. 46).
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества <№> по состоянию на <дата> и <№> по состоянию на <дата>, рыночная стоимость спорного домовладения составила <данные изъяты> рубля, земельного участка – <данные изъяты> рублей, таким образом, выкупная цена жилого дома и земельного участка составила <данные изъяты> рубля (т. 1, л.д. 37-39, 40-42).
От предложенной суммы ответчик отказался, полагая, что выкупная цена необоснованно занижена.
На основании определений Октябрьского районного суда г. Саранска от 31 мая 2011 г. и от 15 июня 2011 г. ООО «<данные изъяты>» была проведена судебная строительно-техническая экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка, жилого дома, надворных построек, плодово-ягодных и иных насаждений, расположенных по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 136, 152-153).
Согласно заключению эксперта <№> от <дата>, рыночная стоимость домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> рублей, в том числе земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м – <данные изъяты> рублей, жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м – <данные изъяты> рублей, надворных построек – <данные изъяты> рублей, гаража общей площадью <данные изъяты> кв. м – <данные изъяты> рублей, плодово-ягодных насаждений – <данные изъяты> рубль (т. 1, л.д. 163-193).
Исходя из вышеприведенных норм права и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчика на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск был соблюден.
Суд, учитывая, что ответчик доказательств в опровержение заявленных исковых требований не представил, обоснованно постановил решение о прекращении его права собственности на жилой дом и земельный участок путем выкупа по выкупной цене - <данные изъяты> рублей.
Суд обоснованно отклонил представленный ответчиком отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, как не отвечающий требованиям закона, что отражено в решении суда.
При этом принятый судом за основу отчет об определение рыночной стоимости жилого дома и земельного участка соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
В связи с этим довод кассационной жалобы ответчика о том, что решение постановлено на основании необоснованного экспертного заключения, отклоняется.
Всем доказательствам по делу, в том числе заключению эксперта, суд в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку в судебном постановлении. Доводы жалобы о неточностях, содержащихся в экспертном заключении, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда, так как неточности и ошибки экспертного заключения были устранены в судебном заседании.
Является несостоятельным и довод кассационной жалобы Шнякина А.А. о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении его ходатайства о назначении повторной строительно-технической экспертизы, поскольку, согласно материалам дела, данное ходатайство было разрешено судом и с учетом конкретных обстоятельств по делу обоснованно отклонено.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не влекут его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шнякина А.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Александров
Судьи Л.И. Скипальская
Л.Д. Стариннова