о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Комова Н.В. Дело № 33-1750/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судьи: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Лизунковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. на решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Левщановой И.А., действующей по доверенности № 1 от 11 января 2011 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Тутуркина Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обосновании иска указала, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии периоды ее работы с 9 июля 1990 г. по 13 мая 1992 г., с 1 января 1994 г. по 16 декабря 1995 г. и с 1 июня 1997 г. по 31 октября 1999 г. в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ включены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 14 мая 1992 г. по 30 сентября 1992 г. и с 17 декабря 1995 г. по 5 мая 1996 г. включены в календарном исчислении, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 октября 1992 г. по 31 декабря 1993 г. не засчитан в стаж для назначения пенсии. Считала, что периоды работы в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ подлежали исчислению в льготном порядке, как один год работы за один год 9 месяцев, поскольку в эти периоды она работала в качестве медсестры в отделениях хирургического профиля в сельской местности

Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия №14 от 18 февраля 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж спорные периоды работы должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев и один год работы как один год и 3 месяца и назначить ей пенсию по старости с 10 февраля 2011 года.

Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2011 г. исковые требования Тутуркиной Е.А. удовлетворены в полном объеме. (л.д.63-72).

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумова Л.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия №14 от 18 февраля 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии Тутуркиной Е.А. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В стаж для назначении пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев включены периоды работы с 9 июля 1990 г. по 13 мая 1992 г., с 1 января 1994 г. по 16 декабря 1995 г. и с 1 июня 1997 г. по 31 октября 1999 г. в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 14 мая 1992 г. по 30 сентября 1992 г. и с 17 декабря 1995 г. по 5 мая 1996 г. засчитаны в календарном исчислении, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 октября 1992 г. по 31 декабря 1993 г. не засчитан в специальный стаж. (л.д.9-10).

Из копии трудовой книжки на имя Тутуркиной Е.А. в период с 9 июля 1990 г. по 15 января 2001 г. работала в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ. (л.д.7-8).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Этим же постановлением в пункте 2 были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля, кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.

С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции обоснованно принял решение о возложение на ответчика обязанности зачесть истице в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении периоды работы с 9 июля 1990 г. по 13 мая 1992 г., с 1 января 1994 г. по 16 декабря 1995 г. и с 1 июня 1997 г. по 31 октября 1999 г. в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, поскольку действовавшее на тот период законодательство позволяло исчислять стаж в таком льготном порядке.

Суд первой инстанции также обоснованно включил истице в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, поскольку в данный период женщине выдается листок нетрудоспособности, и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно сохранение всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанном отпуске в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке как и периоды работы, т.е. в льготном исчислении.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вместе с Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет") время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При включении в специальный стаж периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные отпуска имели место до 6 октября 1992 г. – времени вступления в законную силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" от 25 сентября 1992 г. №3543-1, с принятием которого указанные периоды перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что период отпуска по уходу за ребенком подлежат зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и 9 месяцев, поскольку этот период имел место, когда истица работала в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ. Поэтому исчисление стажа в вышеуказанные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, то есть в льготном исчислении.

Установив, что истица на дату обращения за назначением льготной пенсии 10 февраля 2011 г., с учетом зачтенных пенсионным органом периодов ее работы и включенных судом, имела специальный стаж более 25 лет, суд правильно возложил на пенсионный орган обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с момента обращения за ней.

Таким образом, решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы пенсионного органа, по сути повторяющие фактические и правовые основания отказа истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 10 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Стариннова Л.Д.

Скипальская Л.И.