о возложении обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности.



Судья Кечкина Н.В. Дело N 33-1807/57

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Лизунковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешина В.И., действующего по доверенности № 01/09 от 27 января 2011 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» Трофимлюк Т.А., действующей по доверенности № 01/10 от 1 декабря 2010 года, возразившей против доводов жалобы, заключение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения; судебная коллегия;

установила:

Прокурор Ленинского района г. Саранска Мельников В.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Саранск, МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» о возложении обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности.

В обоснование заявления указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые выразились в том 176 пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии, отсутствуют 164 указателя направления движения к пожарным гидрантам по 118 по адресам указанных в исковом заявлении в границах городского округа Саранск. Данное необеспечение первичных мер пожарной безопасности - неисправность систем и средств противопожарной защиты создает опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности. Администрация городского округа Саранск является собственником пожарных гидрантов.

С учетом уточненных требований просил обязать Администрацию городского округа Саранск в течение двух недель после вступления решения в законную силу привести в исправное состояние пожарные гидранты, расположенные по 118 адресам, указанным в исковом заявлении в границах города Саранска, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313. Установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, по направлению движения к пожарным гидрантам, расположенным на пожарных гидрантах, расположенных по 118 адресам, указанным в исковом заявлении в границах города Саранска. (л.д.1-14,139-144,147 оборот)

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 июля 2011 г. исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска Мельникова В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме. (л.д.173-187).

В кассационной жалобе заместитель Главы Администрации городского округа Саранск – директор Департамента по правовым вопросам Конычев С.В. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку за МП г.Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» на праве хозяйственного ведения закреплены водопроводные сети, а пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопроводной сети и не может являться объектом права отдельно от вещи.(л.д.193-195).

Судебная коллегия по гражданским делам проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что в результате проверки проведенной прокуратурой Ленинского района г.Саранска совместно со специалистами Государственной противопожарной службы Республики Мордовия исполнения законодательства о пожарной безопасности выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что 176 пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии, отсутствуют 164 указателя направления движения к пожарным гидрантам, расположенные по указанным в сводном акте от 7 июня 2011 г. адресам в границах городского округа Саранск (л.д.15-31).

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктами 8 и 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г.№69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со статьей 20 вышеуказанного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 313 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточник.

Статьями 126 и 127 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены общие требования к пожарному оборудованию и пожарным гидрантам, согласно которым пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Суд, проанализировав приведенные нормы материального права, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к правильному выводу, что поскольку в силу закона на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, ответчик как собственник пожарных гидрантов несет ответственность за их содержание и ремонт, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Довод кассационной жалобы ответчика о том, что Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом обсуждения в суде первой инстанции и правильно признан несостоятельным, поскольку материалами дела подтверждается, что поименованные в исковом заявлении прокурора пожарные гидранты не передавались в ведение МП «Саранское водопроводно- канализационное хозяйство» и на праве хозяйственного ведения за предприятием не закреплены, что следует из актов передачи имущества. Кроме того, согласно Устава МП «Саранское водопроводно- канализационное хозяйство» осуществляет эксплуатацию и обеспечивает функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственниками этих систем и организацией ВКХ, договора на эксплуатацию пожарных гидрантов собственником с МП « Саранскгорводоканал» не заключались.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству и оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Стариннова Л.Д.

Скипальская Л.И.